главная

МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Здесь мы знакомим с разными методиками обучения
и изучения иностранных языков.

 

Принципы преподавания иностранных языков (а именно, немецкого языка) Надежды Санцевич (Dr. Nadeschda Sanzewitsch)

Методика преподавания иностранного языка (на примере немецкого языка) Надежды Санцевич (Dr. Nadeschda Sanzewitsch)


1. НЛП в изучении иностранных языков.
2.
Методы изучения иностранных языков на практике.
3. Лингвистика нипочём.
4. Секреты памяти.
5.
Запоминание иностранных слов.


Данный материал взят с сайта http://www.poliglots.ru

 

 

НЛП в изучении иностранных языков

Дина Борисовна Никуличева - доктор филологических, профессор переводческого факультета Московского Государственного Лингвистического Университета, старший научный сотрудник Института Языкознания РАН.

ОТВЕТЫ Дины Никуличевой на вопросы корреспондента по поводу семинара "НЛП в изучении иностранных языков. Английский язык с удовольствием"

Вопросы корреспондента:
· Расскажите, пожалуйста, подробней о Вашей уникальной учебной программе по изучению иностранных языков?
· Что можно получить за 5 дней изучения иностранного языка по Вашей методике?
· Что такое НЛП и экспертное моделирование? Расскажите, пожалуйста, подробнее о Мэрилин Аткинсон?
· Если можно, в двух словах, откройте секрет, как стать полиглотом? Насколько эффективны Ваши методики запоминания? Сколько лет Вы работаете над этой программой? Где апробировались Ваши методики?


Идея создания предлагаемой программы возникла в результате объединения нескольких факторов. Я - лингвист-германист, и долгое время занималась сопоставлением германских, в первую очередь, скандинавских языков. Идеями полиглоссии я заинтересовалась с детства в силу того, что происхожу из семьи, где традиционно говорили на многих языках. Психологические методики обучения иностранным языкам я по началу применяла для обучения английскому языку собственной дочери - с самого раннего возраста. После знакомства с разработками канадского психолога Мерилин Аткинсон по НЛП и моделированию полиглоссии, я постепенно стала использовать их в своей профессиональной преподавательской деятельности в МГЛУ, и полученные результаты вдохновили меня на создание предлагаемого курса.
Предлагаемая учебная программа - это курс, цель которого сформировать у его участников на сознательном - и - бессознательном - уровне глубоко позитивное отношение к изучению иностранного языка, снять типичные комплексы типа "я учу язык столько лет - и безрезультатно", "у меня нет способностей к иностранным языкам", "мне не выучить новый язык в таком возрасте", "это непосильная задача для меня при такой нагрузке" и т.п.
Я работаю с формированием эффективных целей, с выявлением собственных стратегий мотивации участников и применением их к конкретным задачам изучения языка. На семинаре наряду с практическими языковыми упражнениями широко применяются психологические метафоры и трансовые методики.
Объявляя пятидневный семинар, я хочу подчеркнуть, если кто-то считает, что за пять дней его участники выучат английский или какой-либо другой иностранный язык, то это глубокое заблуждение. Даже когда мы будем работать с чисто языковыми упражнениями, то их целью в первую очередь, будет изучение каждым из участников семинара самого себя, собственных ресурсов, собственных моделей наиболее эффективного обучения, собственного умения активизировать свои визуальные (зрительные), аудиальные (слуховые) и кинестетические (сенсорные) способности запоминания. Кстати, когда меня спрашивают: "Насколько эффективны Ваши методики запоминания?", то я обычно отвечаю, что это не "мои" методики. Все они известны достаточно давно. Речь в первую очередь, идет об исследованием каждым из участников семинара самого себя, обнаружении того, какие методики в прошлом оказывались наиболее удачными именно для этого человека, но и, конечно, о возможности примерить на себя эффективные стратегии обучения и запоминания других людей.
В этой связи на семинаре большое внимание уделяется исследованию опыта полиглоссии. Сразу скажу, что сама я не полиглот, хотя говорю и читаю на некольких европейских языках. Вместе с тем, и как лингвиста, и как преподавателя иностранных языков меня в свое время очень заинтересовали исследования в этой области психолога из Канады, директора Эриксоновского колледжа в Ванкувере Мерилин Аткинсон. Я впервые встретилась с ней в 1991 году и с тех пор неоднократно сотрудничала с ней как переводчик ее многочисленных семинаров в России по психотерапии, психологии бизнеса и по экспертному моделированию.
Именно последнее из названных направлений особенно заинтересовало меня в профессиональном плане, поскольку связано с исследованием успешных стратегий человеческого поведения в самых разных областях человеческой деятельности, будь то спорт, бизнес, творчество или изучение иностранных языков. Причем суть экспертного моделирования состоит не только в том, чтобы понять, как видит, слышит, чувствует и действует человек, особенно успешный в какой-либо области деятельности (эксперт), но и смоделировать его поведение, чтобы другие люди смогли достичь наиболее успешных результатов в избранной ими области.
По своей сути, экспертное моделирование - это один из ключевых моментов такого, уже получившего широкую известность в психологии метода как нейро-лингвистическое программирование - НЛП. В моем понимании НЛП - это конструктивная психология ресурсности. Она направлена на то, чтобы люди научились исследовать свой собственный сенсорный опыт успешного поведения. Такой опыт есть у каждого человека, и связан он с его прошлыми состояниями успеха, а значит, высокой ресурсности. Научившись добавлять к этому опыт экспертного поведения других людей, любой человек получает возможность моделировать наиболее эффективное поведение в различных жизненных ситуациях, или же заменять свои прошлые неэффективные поведенческие стратегии на более эффективные.
Заинтересовавшись теорией НЛП, я посещала множество семинаров, стала сначала практиком, потом мастером НЛП, а в 1997 году на международном семинаре на Кипре, где присутствовали участники из Канады, Германии, Испании и России, получила сертификат тренера НЛП.
Возвращаясь к вопросу эффективного изучения языков, хочу сказать, что, когда меня просят в двух словах поведать о том, "как стать полиглотом", то я обычно отвечаю, что секрет прост: выработайте активное отношение к изучению языков. Моделировать такое отношение мы и будем в течение предлагаемого семинара.
Конечно, активное отношение предполагает много самостоятельных занятий между семинарами. Во время семинара я познакомлю участников с теми учебными материалами (книгами, аудио- и видеозаписями), которые были специально разработаны для того чтобы вы, используя приобретенные на семинарах навыки, смогли выучить английский язык быстро, эффективно - и с удовольствием!

назад


Методы изучения иностранных языков на практике

Дмитрий Ловерманн
www.lingvisto.org

Сказать правду, никаких новых методик для изучения иностранных языков я не использую. Просто всё уже изобрели, мой путь - комбинация уже придуманных методов.

Учёба нескольких иностранных языков у меня раскладывается на периоды. Период в среднем равен неделе. То есть неделя - английский, неделя - немецкий, неделя - арабский. Но это не значит, что на 7 дней я забываю об остальных языках, нет, я просто делаю упор на один.

Я признаюсь, что учу слова отдельно от текста. Только происходит это так, что я читаю текст на каком-то языке, а потом выписываю слова, учу их, а далее снова перечитываю текст. Потом два пути - либо я к выписанным словам подбираю ассоциацию - так они дольше "лежат" в памяти (это для слов, значения которых трудно запомнить или которые постоянно "вылетают" из головы, хотя и встречаются довольно часто) , но чаще я просто выписываю из текста предложения, где содержатся незнакомые слова. И потом я уже просто читаю эти предложения, запоминая слова в связке. То бишь всё стараюсь сводить к тому, что бы, смотря на текст, я знал все слова без перевода.

Для меня ещё очень важно войти в кураж. Когда я "на подъёме", я могу за раз запомнить на очень долгий период до 10 вообще незнакомых слов.

Аудиокниги я тоже иногда слушаю, но меня это не очень привлекает потому, что там используются "книжные" слова из пассивного словарного запаса.

На столе у меня постоянно перед глазами списки разных слов и предложений, которые я когда-то учил. Просто так я их просматриваю для того, чтобы не забывать то, что уже знаю. Я вот только относительно недавно понял, как важно повторение, хотя читаю об этом постоянно.

На данный момент главным недостатком считаю то, что я мало пишу на английском и немецком. Я слова-то знаю и предложения строить умею, а вот чтобы свободно излагать мысли нужна, как всем известно, практика.

Ну, и всё закрепляется тем, что я постоянно читаю новости на языке. Всем рекомендую читать английские на bbc.co.uk (там очень хороший английский, как мне кажется), а немецкие на spiegel.de , где они часто ещё и просто интересные. CNN я не читаю из-за чудовищного колличества американизмов, с которыми просто сложно работать, не зная американцких реалий, а bundesregierung.de читаю редко потому. что там используется официальный язык. Кстати, из опыта по bundesregierung.de и прочих "серьезных" сайтов. Мне кажется, что там используется довольно ограниченный словарик слов. Их где-то 500. То есть просто зная эти слова можно легко понимать текст. Моё предположение таково, что официальный язык не может разростаться в объёме используемого словаря. В разговорной речи мы делаем, что хотим, хотя и руководствуемся правилами, а официальная речь - это, как следует из моего опыта, - постоянные шаблонные фразы, разные в разных языках.

назад


Лингвистика нипочём
Олег Степанов
www.lk.net/~stepanov/


А теперь я расскажу вам, как наиболее эффективно и рационально изучать иностранные языки. Секрет в создании хорошего фона. Если вы будете создавать для каждого слова свою ассоциацию и хранить их в различных уголках памяти, то частые провалы вам гарантированы. Нужно создать город. Есть ли у вас город детства, в котором вы родились? Может быть вы часто бывали на каком-либо курорте? Может быть, деревня предков? Там должно быть все: дом где вы жили, для запоминания бытовых слов, обязательно с кухней (если не было, придумайте), ванна (можно придумать), стадион для спортивных слов (нужно придумать), ресторан (сотворите что-нибудь из американского кино), речка или море для морских слов и т.д. и т.п.. В городе должно быть все, необходимое для нормальной человеческой жизни. Хорошо бы в нем, в вашей комнате, поместить вашего друга детства, на котором вы будете запоминать части тела. И, желательно, небольшую лабораторию (можно концлагерь), в которой будут проводить опыты над людьми, для запоминания глаголов действия. Такой город рекомендуется для одного языка. Все будет храниться в одном месте, и потому легко доставаемо в нужный момент. Этим способом О'Брайен запомнил за час 320 немецких слов! Постарайтесь достать словарь с самыми распространенными словами данного языка (есть такие), и выучите его.

Этот фон отличается от многократного фона. Запомнив все что надо, вы должны вернутся к данному материалу примерно через два дня, и все повторить. Кое-что вы забудете, но на то и повторение - мать учения. Потом снова вернитесь к данной процедуре через две недели. Теперь позабытого уже будет меньше. А через месяц вы будете помнить уже почти все. Единственное, что вам после этого надо будет иметь - это необходимость в знании языка. Если он вам нужен - вы будете его помнить.

Однако, не забывайте, что словарь это лишь половина дела - грамматику тоже надо изучать, а для этого все же требуется хороший учебник. И, самое главное - начинайте говорить. Есть люди, которые зная 50 - 100, слов разговаривают, а есть те, кто знает тысячу слов и молчит. Поборите страх. Человек, который знает мало слов, но пытается говорить на иностранном языке, уж поверьте мне, выглядит гораздо умнее того, кто даже не раскрывает рта.

назад


Секреты памяти

Владимир Щербаков
http://BeautyTime.ru


Память - великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека. Благодаря памяти мы используем в повседневной жизни свой собственный опыт и опыт предыдущих поколений. Можно ли как-то улучшить ее? От чего она зависит? Попробуем ответить на эти вопросы.

Память кратковременная и долговременная

Память бывает двух видов - кратковременная, или оперативная, и долговременная. Студенты во время сессии ухитряются за ночь «затолкать» в свою память огромное количество сведений, которые улетучиваются сразу после экзамена. Больные с так называемой старческой забывчивостью в мельчайших подробностях помнят события, происходившие в раннем детстве или много лет назад, но не в силах удержать в голове то, что было полчаса назад.

Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им программного языка

Возможности памяти безграничны. Считается, что взрослый человек может запомнить от двадцати до ста тысяч слов. Есть люди, обладающие феноменальной памятью. Александр Македонский помнил имена всех своих воинов. Академик Абрам Иоффе знал наизусть всю таблицу логарифмов. Моцарту достаточно было услышать музыкальное произведение один раз, чтобы исполнить его и записать на бумаге. Прослушав «Мизерере» Аллегри (в 9 частях), он сумел по памяти записать всю партитуру этого произведения, которая сохранялась Ватиканом в тайне. При втором прослушивании Моцарт обнаружил в своей записи всего несколько неверных нот. Такой же музыкальной памятью обладал и Сергей Рахманинов. Дирижер Артуро Тосканини помнил каждую ноту из 400 партитур. Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира. Доминик О`Брайен из Великобритании сумел запомнить расположение перетасованных карт одной колоды за 38 секунд. Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им программного языка.

Человек начинает запоминать уже в утробе матери

По мнению ученых, память у человеческого плода начинает работать через 20 недель после зачатия. Во время тестов через живот матери посылался звуковой сигнал, который зародыш мог слышать; затем с помощью ультразвукового сканнера проводилась проверка реакции. Выяснилось, что зародыш реагирует на шум, слегка двигая телом или ногами. Правда, после пятого сигнала, он «привыкал» к повторяющемуся звуку и мог его игнорировать. При повторном же посыле сигнала через 10 минут и даже через сутки, зародыш без труда распознавал знакомый звук. Ученые считают, что человек в принципе может вспомнить то, что с ним происходило в утробе матери.

Память индивидуальна

На память влияет множество факторов. Кто-то лучше запоминает то, что увидел, кто-то - что услышал. В таких случаях говорят о зрительной или слуховой памяти. Лучше запоминается предмет, вызывающий интерес. Общеизвестна стойкость памяти чувств. В состоянии эмоционального подъема из памяти иногда вызываются вещи, казалось бы, давно забытые. Очень важна мотивация. Человек, считающий себя абсолютно неспособным к языкам, попав в чужой стране в стрессовую ситуацию, когда вопрос стоит о физическом выживании, запросто выучивает язык. Во многом способность к запоминанию зависит от тренируемости. Британские ученые с помощью специального сканера исследовали лобную долю головного мозга, которая заведует перемещением в пространстве, у шоферов такси и представителей других профессий. Оказалась, что она развита у таксистов гораздо больше. Мало того, чем лучше водитель ориентируется в городе, чем более кратким путем он может проехать из одного места в другое, тем больше по размеру лобная доля его мозга. При этом объем серого вещества в целом не меняется, оно просто распределяется по иному.

Рассеянность – не признак плохой памяти

С плохой памятью нередко путают рассеянность. Но рассеянные люди на самом деле просто погружены в свои мысли, их внимание как раз сконцентрировано, но на чем-то ином, а бытовая информация им неинтересна. Часто за нарушения памяти принимается невнимательность, вызванная переутомлением, последствиями болезни, то есть состоянием, в котором в данный момент находится человек. Ослаблению памяти препятствуют запахи. Это объясняется соседством центра обоняния с «запоминающей» зоной мозга. Острая реакция памяти на запахи, видимо, запрограммирована: роль запахов в выживании древнего человека была очень велика.

С возрастом память ухудшается не всегда

Жалобы на плохую память учащаются после 40 лет и тем более в пожилом возрасте. На самом деле, это не совсем так. Просто по окончании активной учебы отпадает надобность что-то заучивать, пропадает навык напрягать память, и она «детренируется». Актеры, которым приходится учить новые роли всю жизнь, и в старости справляются с длиннейшими текстами. Сейчас в некоторых странах, например, в Германии и США, все чаще люди, выйдя на пенсию, поступают в университеты (обычно на гуманитарные факультеты), вполне успешно занимаются и сдают экзамены наравне с юными однокурсниками.

Умение забывать

Все помнить невозможно. Умение забывать имеет огромное значение в выживании людей. Мозг должен освобождаться от ненужного груза впечатлений и сведений. Память как бы сама регулирует нагрузку, готовится к приему новой информации. При этом старая информация не исчезает бесследно, но переходит из активной памяти в пассивную, откуда иногда ее удается извлечь. Это замечательное свойство спасает многих людей в трагических ситуациях.

Память можно улучшить

В большинстве случаев память можно улучшить. Ранее считалось, что у взрослого человека клетки мозга – нейроны - не делятся и постепенно отмирают. Но оказалось, что это не так. Результаты последних исследований говорят о том, что нейроны делится даже в 70-летнем возрасте. Причем, размножающиеся клетки обнаружены в самых «думающих» участках мозга. Сейчас ученые считаю, что возрастное ослабление памяти связано не столько с физической гибелью нейронов, сколько с нарушением контактов между ними. Вещества, помогающие установлению подобных контактов, известны. Это прежде всего витамины С, Е, В6, В12, бета-каротин, жирные кислоты, содержащиеся в лососе, тунце, сардинах, сельди, вытяжка из растения гинкго билоба.

Впечатление, повторение и ассоциация

Средний человек использует не больше десяти процентов врожденных возможностей своей памяти. Остальные девяносто процентов пропадают, потому что мы не умеем пользоваться естественными законами запоминания. А эти законы весьма просты. Их три - впечатление, повторение и ассоциация.
Итак, вы хотите что-либо запомнить. Во-первых, для этого нужно сосредоточиться и получить впечатление, используя для этого не только зрение, но и слух, обоняние.
Зрительное впечатление самое прочное. Ведь нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Марк Твен не мог запомнить последовательности своего выступления, когда пользовался записями, но когда он бросил записи и для запоминания стал пользоваться рисунками, все его трудности исчезли.
Второй закон памяти - повторение. Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран - книгу примерно такого же объема, как Новый завет. Им удается запомнить ее главным образом за счет повторения. И, наконец, третий закон - ассоциации. Единственный способ надежно запомнить некий факт - это связать его с каким-либо другим.

Тренировка памяти

* Через 5-10 минут после пробуждения как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 100 до 1.
* Повторите алфавит, придумывая на каждую букву слово. Если вы забыли какую-то букву или не можете придумать слово, не останавливайтесь. Здесь важен темп.
* Назовите двадцать мужских имен и столько же женских.
* Выберите любую букву алфавита и назовите двадцать слов, начинающихся с нее.
* Закройте глаза и сосчитайте до двадцати.

назад


Запоминание иностранных слов

Сергей Забабонов
http://web.ic.tsu.ru/~zsv/inostrann.htm


Общие правила

Старайтесь связывать слова, словосочетания, крупные блоки.Таким образом Вы сможете в несколько раз больше выучить за один раз. Память способна удержать на начальном этапе (кратковременная память) 7+(-)2 единицы блока запоминаемой информации.

Это верно в том случае, если Вы не прошли предыдущий курс и не выполнили его требований. Начните запоминать 3-5 слов,постепенно перейдя к пяти блокам по 30-50 слов. Прежде, чем твердо решить запоминать свыше пяти блоков, проэкспериментируйте.

Сравните результаты, найдите оптимальное количество слов в блоках. Следует учесть,что если Вы продолжите занятия по развитию образной памяти, сможете повысить емкость блока и их количество до девяти. На начальном этапе рекомендуется подбирать наиболее парадоксальные, смешные картинки, вырезать их и наклеивать в отдельную тетрадь, записывая рядом "связки" слов. Таким образом получится блок.

Тренируясь и изучая язык одновременно, через месяц-полтора Вы вдруг обнаружите, что связки образуются уже сами собой. Если Вы прошли предложенный курс полностью, яркие парадоксальные образы и картинки Вы сможете сами выстраивать в своем воображении.

Непроизвольное запоминание происходит, если в воображении строятся образы так,что они главному персонажу либо помогают достичь цели,либо мешают.

С большей долей непроизвольности запоминание происходит, если мы концентрируем внимание на значении слова и его звучании, а не на заучивании (обманываем зубрежку). Чтобы углубить понимание языка, рекомендуется глубже разобраться со значением слов,т.е. заглянуть в толковый словарь. Если есть возможность, то не в один.

Также рекомендуется произнести слово, ставя ударение на разных слогах поочередно и с выражением различных эмоций (удивление, радость, гнев,разочарование,восхищение и т.д.).

Если Вы убедили себя, что запоминаете не на неделю, а на всю жизнь, Вы сразу ощутите разительный контраст в качестве запоминания. Поэтому прежде чем запомнить, убедите себя в том, или ощутите, представьте, что Вы запоминаете на всю жизнь. Вспомним одно упражнение.

Исходное положение стоя. Закрыли глаза, состояние безмыслия, провели мысленный массаж. Представим, что на нас набросили канат, ощутили, увидели его и потянули вперед "трактором", стали на цыпочки. Это будет показателем того, что открылась "дорожка" в подсознание. Повторяйте следующую формулу 10 15 раз: "Я легко и просто учу язык. Желание учить язык с каждым днем растет все больше и больше". Подкрепляем повторение образными представлениями. С каждым повторением Вы должны добавлять к образам какой-то новый штрих.

Не допускайте не только механического, но и ОДНООБРАЗНОГО повторения. Формулу можно составить произвольно. Единственное, что нужно учесть при составлении формулы приказы наше внутреннее "Я" не любит. Нужно внушать, а не приказывать.

Техника запоминания

1.

Подобрать к иностранному слову созвучное, сходное по звучанию полностью или частично, русское слово и составить связанную с русским переводом образную связку.

2.

Учтите, Ваша цель должна быть не запоминание иностранного слова, а нахождение связки между словами, необычность связки, наличия в ней движения. Все обязательно должно подкрепляться запоминанием пятью органами чувств это основное.

3.

Существительные. Соор (англ.) подбираем слово-купаться-Курятник (перевод) Представьте себя купающимися в реке. Вдруг на Вас налетают и усаживаются куры. Посмотрим на слово соор Вы наверняка вспомните подобранное слово Купаться-следом восседающих кур и следом-КУРЯТНИК (перевод).

4.

Сложные (трудные) слова преобразовать путем замены одной-двух букв и затем построить связки. Dig (копать) букву"i" меняем на "о". Получается дог собака. Она лапами, словно лопатами, роет яму. Причем собака очень худая так запоминаем замену "i" на "о". Мы удивляемся,как такая тощая собака может устоять на ногах.Слово с предлогом (аналогично словосочетанию). Тo table (ту у,таблетка) к столу (пер.) ту у ( гудок паровоза). К столу сьезжаются со всех сторон таблетки,которые и издают этот звук.

Мы Вам показали принцип запоминания иностранных слов. Эти приемы лучше использовать в сочетании с необычными рисунками(например,из журнала "Крокодил"). Техника работы с рисунками заключается в следующем: подобрав соответствующий рисунок, Вы переписываете названия предметов, понятий, изображенных на нем. Затем из русско-английского или другого словаря выписываете переводы.

После этого составляете связки к каждому отдельному слову,смотря на рисунок и воображая необычный сюжет. Таким образом, за один подход можно запомнить от 20 до 50-70 слов. Записи сохраняйте, они Вам понадобятся для повторения.

Позанимавшись в течении одного-двух месяцев по полтора-два часа в день, Вы обнаружите, что связки уже образуются произвольно. Для образования установки непроизвольного запоминания обычно необходимо полгода (твердой установки). Таким образом, запоминание будет происходить как бы само собой.

Повторение

Наиболее оптимальное время перерыва 10 минут (необходимо для первоначального "проявления", т.е. запечатления информации). Ниже в таблице мы приводим наиболее оптимальное количество повторений слов с помощью образной памяти.

Секрет пауз заключается в том, что во время перерыва мозг переводит информацию в долговременную память. Этот процесс нарушается даже в том случае, если Вы во время перерывов повторяете (происходит стирание).

назад

 

 

Репетитор немецкого языка


Как выбрать себе репетитора немецкого языка


Европейская система уровней владения иностранным языком


Как выбрать себе репетитора иностранного языка


 

Dr. Nadeschda Sanzewitsch

Методика обучения иностранному языку (на примере немецкого языка)


Различные методики изучения иностранных языков на сайте Филолингвия


 

 

 

 

главная