главная

 

 

Статьи репетиторов и не только

Материалы по изучению иностраных языков
(английский, немецкий, французский, итальянский и т.д.)

 

 

 

 

 

 

Ссылки, для изучающих немецкий язык:

Репетитор по немецкому языку

Обучение в Германии

Изучение немецкого языка Online

Тематические уроки по немецкому языку

Немецкие пословицы и поговорки

Тематические тексты по немецкому языку (могут использоваться для подготовки к экзамену)


Мини-курсы разговорного английского языка.

Мини-группы по изучению английского языка


 

 

 

С.Л. Левченко. О вступительном экзамене по химии

 

Уже много лет я общаюсь со школьниками и как преподаватель на индивидуальных или групповых занятиях , и как экзаменатор на олимпиадах и вступительных экзаменах . Ежегодно я наблюдаю одни и те же ошибки в ответах школьников , отвечаю на похожие вопросы . Думаю , что с обобщением моего опыта будет интересно и полезно познакомиться как абитуриентам , так и их родителям . Я не претендую на глобальные обобщения , а лишь высказываю свое личное мнение .
Итак , старшеклассник будет поступать в Тимирязевскую академию ( ТСХА ). Я бы не рекомендовал пытаться поступать, опираясь только на школьные знания , даже если ученик имеет отличные оценки. Как правило , программа подготовки в школе меньше по химической эрудиции , чем требуют в вузе на вступительных экзаменах , некоторые типы задач в школе не решают (например , задачи на смеси веществ, которых на экзаменах примерно 20 %). И вообще , школьный отличник на экзаменах получит "3" или "4" , не выше .
Какие пути подготовки существуют ?
Во-первых , самостоятельная подготовка по пособиям для поступающих в вузы . Подходит пособие под редакцией Хомченко Г.П. : в нем нет ничего лишнего , не хватает материала по кислородным соединениям хлора , но задачи явно недостаточной сложности . Купить его можно везде, стоит 50-60 р.. Большое количество задач различной сложности , вплоть до экзаменационной , можно найти в пособии Скопинцева В.Д., Клинского Г.Д., Дмитревского Л.Л., теоретический материал имеется в небольшом избытке . Эту книгу можно купить только в ТСХА в приемной комиссии , стоит она 60 р., 2 тома . Достоинства такого пути - минимальная стоимость, недостатки - низкая эффективность , т.к. школьник не представляет реальных требований на экзамене и , как правило , плохо умеет работать с книгой .
Второй способ - подготовительные курсы . Занятия поводятся в группах по 20 и более человек , обычно ведут их преподаватели ТСХА и других вузов . В идеале , такие занятия могут подготовить к сдаче экзамена, то есть , на них дается информация и учат решать задачи , но воспользоваться этим смогут либо почти "готовые" ученики , либо быстро схватывающие . Достоинства курсов - подготовка по всем предметам и стоимость меньшая , чем стоимость занятий с репетитором. Недостатки вытекают из самого группового типа занятий : во-первых , преподаватель ориентируется на некий абстрактный средний уровень начальной подготовки учащихся , и человеку , слабо подготовленному , повторно объяснять никто не будет .
Во-вторых , поскольку на платные курсы школьники принимаются без отбора ( а кто его будет вести?) , то на занятия попадают в том числе и люди, не желающие учиться , а желающие слушать плеер , играть в карты или беседовать . Об этом мне рассказывали как преподаватели , так и сами слушатели курсов . Выгнать вон таких учеников не всегда возможно : они же заплатили деньги …У меня было несколько учеников - слушателей курсов , отнюдь не бестолковых , которым групповые занятия не дали достаточно знаний .
Занятия с репетитором - самый эффективный вид обучения , но и самый дорогой . Только на индивидуальных занятиях ( или в малой , однородной по исходному уровню знаний , группе ) можно гибко подойти к обучению каждого человека , кроме того, это другой тип общения : более доверительный , неформальный , в какой-то мере даже дружеский . Я считаю последнее обстоятельство очень важным для обучения . На таких уроках преподаватель объясняет именно этому ученику и может убедиться , что знания поняты правильно . Если возникают непреодолимые обстоятельства , то занятие не теряется , а обычно переносится на другой день . Итак , главное достоинство индивидуальных занятий - ориентация на конкретного ученика , который так же , как и преподаватель , заинтересован в конечном результате .
При проведении занятий я считаю необходимым следующее распределение ролей : преподаватель дает возможность учиться , подбирает задачи , разъясняет до полной ясности и т.п.. Но преподаватель - не жандарм , заставлять учиться , ориентировать на занятия вместо телевизора и компьютера - это прерогатива родителей, ибо только они знают все обстоятельства жизни ученика и имеют право его ругать . Родители должны убедить ученика , что он отказывается от развлечений ради получения отличной оценки , и это приведет к достижению цели . Обязанность ученика - учиться , добросовестно делать домашние задания используя не только содержание занятия , но и рекомендованную литературу , выполнять все, что требует преподаватель, ибо все это необходимо для достижения результата. Только совместные усилия могут дать результат .
На какую оценку необходимо ориентироваться при подготовке? Если абитуриент получает 14 баллов , то он гарантированно поступал на дневное бесплатное обучение . За изложение грамотный человек скорее всего получит "4" ( "5" очень мало ) , и надо получить "5" по химии и биологии. Ходят слухи , что со следующего года экзамены сделают письменными, но точно пока ничего не известно. На устном экзамене основной упор в оценке ответа абитуриента делается на решение задач, и на письменном экзамене сложные задания, решение которых и дает отличную оценку , будут в виде задач . Так что "5" по химии - это отличные знания , и в первую очередь , это умение решать задачи .
При подготовке к экзамену успех определяет отношение ученика к учебе . Приведу примеры из жизни . Ученик начал заниматься перед самым Новым годом , имел весьма посредственные знания по химии , физике и математике . Занятия велись по 2 часа 2 раза в неделю , т.е. в объеме , близком к предельному . Казалось бы , в такой ситуации надо приложить все усилия , но ученик ни разу не сделал домашнее задание в полном объеме, создавалось впечатление , что он занимается показухой : что-то поделал , а остальное не получилось . Когда я легко находил в его же записях предыдущего урока разобранную задачу , подобную нерешенной домашней , он сидел , потупив взор . Однако на следующем занятии возникала такая же картина . Он не желал использовать учебник чтобы найти ответы на возникающие вопросы , никаких усилий . На первой олимпиаде -"3" , на второй -"3", по остальным предметам такое же усердие и такой же результат . В итоге потрачено много средств , а поступление на платное обучение. Другой ученик также начал заниматься в середине года , занятия по 2 часа 1 раз в неделю . На занятие он приносил лист формата А4 , весь исписанный вопросами ко мне . Дотошно разбирался во всех неясных задачах . В результате ,"5" по всем предметам …
Меня часто спрашивают , как часто и с какой продолжительностью надо заниматься . За 2 часа занятия можно проверить домашнее задание , ответить на вопросы и разобрать новую тему , на все это времени хватит . Если короче , то не хватает времени , если длиннее , то может снизиться эффективность из-за утомляемости ученика . Начало занятий лучше всего не откладывать на потом , чем раньше это произойдет, тем больше времени останется на решение экзаменационных задач . В идеале , надо повторить общую , неорганическую и органическую химии к февралю , затем до первого тура олимпиады , т.е. до начала мая , решать экзаменационные задачи . Если на первом туре неудача , есть время до конца июня до второго тура.
В заключение , хочу продемонстрировать часто встречающиеся ошибки в решениях задач . Конечно, главная причина - это незнание химии . Но иногда абитуриенты неверно понимают условие задачи .
В задаче к ацетилену прибавляют избыток брома , абитуриент пишет в продуктах реакции СНBr=СHBr , не учитывая , что это вещество также может присоединить еще 1 молекулу брома , и конечный продукт будет CHBr2=CHBr2 .
В задаче известна масса смеси этана и этилена , которая реагирует с определенным количеством брома . Надо определить состав смеси . Абитуриент составляет уравнения :
C2H6 + Br2 = C2H5Br + HBr
C2H4 + Br2 = CH2BrCH2Br
А затем ломает голову , не зная как быть . При этом он помнит, что алканы реагируют с галогенами при освещении или ином влиянии, активирующем свободнорадикальный механизм реакции , но не обратил внимания , что об облучении в задаче нет ни слова . А если нет условия , необходимого для протекания данной реакции , значит и сама эта реакция не будет идти .
В задаче к 4,9 г фосфорной кислоты прибавляют 2,8 г гидроксида калия. Надо определить состав полученного раствора. Абитуриент начинает решение с написания уравнения :
H3PO4 + 3KOH = K3PO4 + 3 H2O
И затем пытается решить ее как задачу на избыток и недостаток .Здесь упущена из виду возможность существования кислых солей в продуктах реакции этих исходных соединений . Надо сначала расчитать количества веществ , вспомнить все возможные продукты реакции , а потом уже писать уравнение того процесса , который обоснованно выбран из всех возможных .Не надо путать причины и следствие : причина процесса в химических свойствах веществ и их количествах , а следствие - протекание реакции , описываемое химическим уравнением .
В задаче 35 л смеси азота и водорода пропускают над катализатором при нагревании . Ясно , что при этом происходит образование аммиака . Абитуриент считает , что смесь содержит азот и водород в отношении 1 к 3 как в реакции синтеза аммиака . В условии задачи нет ни слова об этом , может быть в этой смеси 34 л азота и 1 л водорода .
В 175 мл воды растворили 25 г медного купороса . надо расчитать массовую долю сульфата меди в полученном растворе . Абитуриент недолго думая делит 25 на массу раствора , равную 175+25=200 , при этом забывая , что медный купорос и сульфат меди - это не одно и тоже .
К 100 г 10% раствора гидроксида кальция прибавили 10 г оксида кальция , надо определить состав раствора . Задачу решают не принимая во внимание , что оксид кальция реагирует с водой , которая содержится в растворе как растворитель , и при этом получается тоже гидроксид кальция .
В задаче смесь карбоната кальция и карбоната магния известной массы разлагается при прокаливании , при этом образуется определенный объем газа . надо определить состав смеси . Абитуриент пишет уравнение реакции :
MgCO3 + CaCO3 = MgO + CaO + 2 CO2
При этом в задаче ничего не сказано о составе смеси .Из этого уравнения следует , что смесь содержит равные количества исходных веществ , но в задаче об этом ничего не сказано .Надо составить отдельные уравнения для каждого из ваществ , т.к. эти реакции протекают независимо друг от друга .
Напоследок хочется пожелать всем , желающим подготовиться к поступлению в вузы , вовремя принять правильное решение. Надеюсь, что эта статья окажется полезной .


  Левченко С.Л.


Химия для школьников и абитуриентов. Ликвидация пробелов,обучение решению задач,подготовка к поступлению в Тимирязевскую академию (по материалам конкурсных заданий). Индивидуально,возможен выезд на дом. Занятия ведет научный сотрудник Химфака МГУ,имеющий большой опыт приема экзаменов и работы с учениками.
тел. 463-53-13, 8-916-4020531 Станислав Львович
e-mail : sl-man@rambler.ru

назад


 

Р. А. Галкин. РЕПЕТИТОР ПО МАТЕМАТИКЕ ДЕЛИТСЯ ОПЫТОМ

 


Вот уже более 10 лет я преподаю математику и физику. Индивидуальное преподавание имеет ряд особенностей и отличий от групповых форм обучения. Накопленный мною опыт позволяет ответить на ряд вопросов, которые наиболее часто встают перед учениками и их родителями, когда они принимают решение воспользоваться услугами репетитора.

1. Продолжительность и цена одного занятия.

Первое, что интересует всех собеседников, – это продолжительность занятия и его цена. Обычно занятие длится 2 академических или астрономических часа, то есть 90 или 120 минут. В случаях, когда требуется интенсифицировать работу, время занятия можно увеличить.
По цене всех преподавателей, дающих частные уроки, можно поделить на три большие группы.
Первая – это школьные учителя, студенты, аспиранты – словом, все, для кого частные уроки не являются основным видом деятельности. В этой группе можно найти преподавателя, готового работать за более чем скромное вознаграждение. Однако надо быть готовым к тому, что регулярность занятий, время их проведения и, самое главное, качество работы могут вас не устроить.
Вторая группа – это репетиторы-профессионалы. Частное преподавание является для них основной, а часто и единственной деятельностью. Качество подготовки учеников – залог их профессионального и материального процветания. Поэтому серьезность подхода к педагогическому процессу и эффективность авторских методических разработок можно почувствовать с первых занятий. Именно репетитор-профессионал позволяет максимально реализовать все преимущества индивидуальных занятий: персональный подход к каждому ученику плюс применение передовых эффективных методик обучения. Естественно, стоимость подобных занятий не может быть низкой, однако, она вполне доступна большинству профессионально состоявшихся людей. А готовность покупать качественные профессиональные услуги – один из важнейших критериев принадлежности человека к среднему классу.
Третья группа – это преподаватели, гарантирующие поступление абитуриента в определенный ВУЗ благодаря наличию необходимых связей. Стоимость их занятий до «плюс бесконечности». При этом надо отдавать себе отчет в том, что это плата не только и не столько за знания – это распределенная во времени оплата за поступление. Один из моих учеников, продолжая работать со мной, «для 100%-ного поступления в МГУ», занимался в подобном режиме с «преподавателем-гарантом». Групповые (!) занятия сводились к тому, что выдавались варианты вступительных экзаменов за прошлые годы, которые надо было решать на занятии и дома. Никаких объяснений, никакой проработки тем, на все вопросы один ответ: «Это вы должны уметь делать!» Высокая административная должность, занимаемая этим преподавателем в МГУ, видимо, не оставляла ни сил, ни времени на собственно педагогический процесс. В общем, реальной подготовкой к экзаменам и разбором этих вариантов занимался с учеником я. Благо материальные возможности семьи позволяли оплачивать оба вида занятий.

2. Сколько потребуется занятий?

Вопрос об эффективности занятий мне часто задают в форме: «Сколько занятий нам понадобится?» Это не совсем корректная постановка вопроса. Конечно, у меня есть план, в котором приблизительно намечается темп прохождения тем. Но именно приблизительно. В реальности я ориентируюсь в первую очередь на возможности ученика, добиваясь полноценного закрепления пройденного материала. Одно из важнейших преимуществ индивидуальных занятий как раз и состоит в возможности персональной подстройки к способностям каждого ученика, в возможности чутко реагировать на то, что непонятно конкретному человеку. Скорость заполнения сосуда зависит не от интенсивности потока, а от узости горлышка. Один ребенок в состоянии за месяц пройти программу целого учебного года, а для другого упорные многомесячные занятия позволяют лишь не скатиться в безнадежные двоечники.
Как правило, по результатам первого занятия у меня складывается впечатление о способностях ученика и пробелах в его знаниях. В этот момент уже можно говорить о темпах, с которыми пойдет освоение материала, об оптимальной интенсивности занятий и о тех вершинах, которые реально будет достичь.
Общее же положение таково: Обучение, я имею в виду полноценное усвоение материала, – процесс не быстрый. Для серьезной подготовки к вступительным экзаменам требуется год-два регулярных занятий. Память человека устроена таким образом, что к пройденному материалу надо вернуться спустя месяц-полтора и не один раз, только тогда эта информация переходит в постоянную память и уже всплывает в голове рефлекторно. Однако ощутимое улучшение успеваемости происходит уже после нескольких первых занятий, это связано с тем, что преподаватель систематизирует знания ученика, дисциплинирует его мышление и восполняет вопиющие пробелы. Кроме того, эффективность индивидуальных занятий существенно выше школьных. Эти первые успехи не должны рождать эйфорию – это начало серьезной работы.
Когда меня просят подготовить к вступительным экзаменам за 2 месяца, я честно говорю, что за это время можно систематизировать знания ученика с хорошей базовой подготовкой, «натаскать» его на задачи конкретного ВУЗа, но поднять весь материал «с нуля» – практически нереальная задача. Мозг просто «захлебнется» в колоссальном потоке новых знаний и навыков, и эффективность занятий резко снизится. 30 занятий, проведенных в течение четырех месяцев, несопоставимо эффективнее месяца ежедневных занятий.

3. Контакт с учеником. Доступность изложения материала.

Искусство преподавания – это в первую очередь способность устанавливать надежный контакт с учеником, способность понимать ученика, чувствовать его. На практике это реализуется в доступность объяснений и создает свободную, творческую атмосферу на занятии. Мало блестяще знать свой предмет, надо уметь передать эти знания ученику. Этот дар присущ немногим. Один мой знакомый – замечательный ученый, изобретатель от Бога – курировал на кафедре научно-исследовательскую работу студентов. Без слез и смеха нельзя было присутствовать на его консультациях. Он совсем не умел спуститься со своих научных высот на уровень нормального студента и донести до него даже самые простые вещи. И студент, и наставник – оба тратили кучу времени и нервов с нулевым результатом. Сейчас он больше не работает со студентами, сосредоточился на чистой науке, и по-настоящему счастлив. Я думаю, его студенты тоже.
Родители моих учеников часто рассказывают мне, что уже пробовали заниматься с репетиторами, но «что-то не пошло». Это «что-то» и есть неспособность моих предшественников установить полноценный контакт, сформировать рабочий альянс с учеником. Успех или неуспех в этом деле очевиден обеим сторонам, как правило, уже после одного-двух занятий. Доступно ли преподаватель объясняет материал, слышит ли вопросы ученика, способен ли понять, какой именно аспект не ясен ученику – все это можно почувствовать после первого же занятия.

4. Домашние задания

Неожиданный, но, тем не менее, часто задаваемый вопрос: задаю ли я домашние задания. Когда я был маленький и учился в школе, меня тоже иногда посещала мысль: «Хорошо бы все решать в школе и не садиться за учебники дома». Поэтому я понимаю людей, не жалующих домашнюю работу. Однако самостоятельное и качественное выполнение домашних заданий – абсолютно необходимый элемент обучения. Многим знакомо чувство: когда сидишь рядом с преподавателем, все понятно; как только пытаешься один решить подобную задачу – темный лес. Самостоятельное выполнение домашних заданий тренирует способность извлекать из глубин памяти нужную информацию, позволяет оценить, насколько хорошо усвоен материал, позволяет преодолеть страх перед новыми задачами, развивает творческий подход к решению.
Конечно, занятия с преподавателем дают положительный эффект и в случае абсолютного саботирования домашней работы. Два часа интенсивных занятий «глаза в глаза», когда волей-неволей ученик «погружен в математику», когда нельзя «пофилонить» и спрятаться за спину соседа по парте, эти два часа даже в голове отпетого лентяя оставляют свой след. В результате многократного применения на практике запоминаются формулы и приемы решения задач, происходит «погружение в предмет». Поэтому положительный эффект от занятий будет всегда. Однако, демонстрируя усердие и честно выполняя домашние занятия, ученик способен десятикратно увеличить этот эффект, то есть сэкономить свое время и деньги родителей. Поэтому, сталкиваясь с регулярным невыполнением домашних заданий, я информирую родителей о том, что успехи их чада могли бы быть гораздо более впечатляющими.

5. Зачем учить формулы?

Этот вопрос мне, как правило, задают способные, но не отягощенные избыточным трудолюбием ученики. Звучит он обычно так: «Зачем забивать голову всяким мусором? Главное уметь решать задачи, а формулы всегда можно подсмотреть в справочнике, учебнике или шпаргалке». Но в том-то вся и загвоздка, что умение решать по-настоящему сложные задачи базируется на способности разглядеть в условии задачи возможность применения разнообразных формул, причем, на несколько ходов вперед. Чтобы мои слова звучали убедительнее, я обычно предлагаю ученику пример, который вызывает у него затруднения, и подсказываю один-два первых хода. Обычная реакция ученика: «До этого невозможно было догадаться!» Способность «догадаться», то есть увидеть возможность применения некой формулы, и появляется тогда, когда внешний вид и суть множества формул надежно закреплены в памяти. Это дает возможность мозгу сознательно и подсознательно оперативно перебрать множество вариантов и найти верный путь. Интуиция, озарение – то, без чего нельзя представить плодотворную научную деятельность, – зиждется на подсознательном использовании ранее полученного опыта и накопленной информации. Запоминание формул – это и есть первоначальное накопление информации по теме. А решение множества разнообразных задач (в том числе, и в рамках домашнего задания) – получение необходимого опыта. Порой, кажется, что ход решения множества проработанных задач забыт и надежно похоронен под массой более позднего материала. Но на экзамене после напряженных раздумий над задачей вдруг чувствуешь: вот оно, решение – всплыло в голове как бы из ничего. Так работает наш мыслительный аппарат. К сожалению, он не может оперировать информацией, находящейся не в памяти, а на шпаргалке.

6. Групповые занятия

Некоторые мои коллеги практикуют, и довольно успешно, занятия в мини-группах (по 2-3 человека). Что полезно знать по поводу мини-групп? Работа с группой требует от преподавателя виртуозного соблюдения баланса внимания между учениками. Если посадить рядом двух ребят даже со сходным уровнем знаний, то один из них все равно будет быстрее решать, а другой медленнее. Одному будет непонятен один вопрос, другому – иной. В результате более быстрый ребенок постоянно будет недогружен, а более медленный – будет испытывать стресс от перманентной гонки. Если отличия между учениками не очень велики, преподаватель сможет сглаживать этот перекос, что, кстати, потребует от него лишних усилий. Если же разница в знаниях и в темпах усвоения материала у учеников существенна, то эффективность занятий резко снижается. Чудес на свете не бывает, каждый ученик в группе получает внимания соответственно в 2-3 раза меньше, чем при индивидуальном занятии.
Однако, когда уровень учеников достаточно высок и не сильно отличается, когда требуется отработать максимальное количество разнообразных типов задач, не останавливаясь на ликбезе, – эффективность групповых занятий приемлемо высока. В любом случае, от ученика, работающего в группе, требуется бОльшая сознательность и настойчивость в получении знаний.

7. Уверенность в собственных силах

Школа в жизни ребенка, как в нашей – работа, занимает львиную долю времени. Важнейшим компонентом успешного обучения является эмоциональный настрой ученика, те чувства, которые рождает у него изучение тех или иных предметов. Причины неуспеваемости большей частью коренятся не в «патологической неспособности к предмету», а стрессе, который вызывается общением со школьными учителями, да и вообще любым взаимодействием с образовательной системой. Образовательная система государства – такая же административно-бюрократическая структура, как и любая другая. Назовите мне любую из административных систем государства, общение с которой, могло бы доставить вам удовольствие. (Армия, милиция, юстиция, всякие ОВИРы и ДЕЗы). Поэтому когда родители моих учеников говорят мне о том, что их дети боятся математики, испытывают неуверенность в собственных силах, не могут сосредоточиться на контрольных, испытывают отвращение к учебе, то речь идет скорее о необходимости «восстанавливающей психотерапии» для ребенка после «педагогических усилий» школьных учителей.
Занятия с хорошим репетитором позволяют в значительной степени снять остроту этой проблемы. В школе учитель и ученик находятся по разные стороны баррикад и преследуют противоположные цели. Один пытается поставить «двойку», другой – увернуться от этого. Так это выглядит с позиции большинства школьников. Работая с учеником, я предлагаю совершенно иную модель отношений. Это партнерство. Я, как более старший и опытный коллега, помогаю ученику разрешить возникшие у него проблемы. Мы вместе решаем общую задачу. Внимательное отношение к ученику, деловая партнерская атмосфера на занятии раскрывают новые грани предмета. Оказывается, что объем материала не настолько велик, как казалось, что математика представляет собой логичную стройную систему, а не хаос непонятных правил. Оказывается, что при грамотном объяснении новый материал можно понять с первого раза. Именно после такой работы и появляется у ученика уверенность в своих силах, исчезает страх, ибо страшнее всего непонятное. Поэтому занятия с хорошим репетитором способствуют максимальному раскрытию способностей каждого ученика.

8. Зачем изучать точные науки?

И, в заключение, остановлюсь на вопросе, часто возникающем у моих учеников и, на мой взгляд, имеющем несколько философское звучание. Зачем вообще школьнику изучать математику и физику?
Ум – это не сумма знаний, а способность применять эти знания, находить взаимосвязи между фактами и явлениями. Реально (хотя в некоторых случаях и трудно) передать некую сумму знаний практически любому человеку. Несопоставимо труднее хотя бы чуть-чуть развить ум. Я знал людей, имевших по два диплома, и при этом являющих собой образец непроходимой, дремучей тупости.
Именно занятия математикой – один из немногих способов тренировать, развивать ум. Сопоставление различных фактов, применение законов и правил, поиск новых, неожиданных ходов и решений – все это развивает мышление, создает дополнительные связи между нейронами мозга, в конечном счете, повышает качество ума.
Одной из важнейших причин низкой конкурентоспособности российской экономики является неумение и нежелание большинства людей жить по закону, а не по произволу. Одни придумывают дурацкие законы, другие их игнорируют. Самое печальное, что народ начинает с пренебрежением относиться и к законам природы и Бытия. Математика формулирует фундаментальные законы и учит уважать их. Законы математики (как и все реальные законы мироздания) абсолютно объективны и работают независимо от желаний людей. Дважды два – четыре всегда, а не тогда, когда этого хочет учитель. Если учитель говорит одно, а изученный закон ему противоречит, то надо спрашивать и спорить, и искать истину. Школа приучает ребенка к тому, что учитель всегда прав и всегда сможет к чему-то придраться. Это дезориентирует детей, рождает ложное убеждение, что правильность ответа определяется не корректностью решения, а произволом учителя.
На своих занятиях я стараюсь выправить эту ситуацию. Если мой ученик видит противоречие между моими словами и математическим законом, мы обязательно обсудим это и снимем противоречие. Когда я поправляю ученика, я обязательно говорю ему, что именно мы исправляем: реальную ошибку, погрешность в оформлении или корректную, но некрасивую форму записи. То же касается и комментариев к школьным оценкам. Просматривая проверенную школьным учителем контрольную, я обязательно указываю ученику, где он совершил ошибку, где поленился дописать пояснение, а где к нему банально придрались.
Таким образом, изучение математики (с хорошим преподавателем) прививает ученику навык действовать по закону, а не по произволу, формирует самостоятельный, независимый взгляд на мир, учит ответственно подходить к решению задач, опираясь на полученные знания, а не на мнение «начальника».


На этом пока остановимся. Желаю всем школьникам и студентам отличной учебы и успешного преодоления всех трудностей, а их родителям – благополучия и успехов в их воспитательно-образовательной деятельности.

 

25 авг. 03 г.

Галкин Р.А.


Предлагаю уроки МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИ. Все виды помощи школьникам, абитуриентам, студентам. Качественное освоение школьной программы, ликвидация пробелов, разъяснение сложных и непонятных тем. Подготовка в вузы, колледжи, лицеи, классы с углубленным изучением точных дисциплин. Студентам – ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА.
За 10 лет педагогического стажа мною наработана уникальная методика преподавания точных дисциплин, накоплен большой объем задач, предлагавшихся на экзаменах в ведущие экономические и технические вузы. Мои уроки отличает доступность объяснений самого сложного материала, наличие хорошего контакта с учеником.
Мои занятия индивидуальные. Я выезжаю на дом практически в любой район Москвы, где есть метро. Предпочтения: Запад, Юго-запад, Северо-запад, Центр, Север, Сокольническая, Калужско-Рижская, Серпуховская линии метрополитена.

На преподавании математики младшим школьникам, до 8-9 класса, специализируется моя жена, Светлана Анатольевна. 8 лет успешного преподавания продемонстрировали эффективность ее методики. Формирование основ математического мышления, закрепление базовых арифметических и алгебраических навыков происходит именно на этой стадии обучения.

Руслан Александрович. т. 8-499-141-70-85; 642-42-50; Звонить можно до 24:00.
E-mail: mosrepetitor@mail.ru

 

назад

 

Р. А. Галкин. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО МАТЕМАТИКЕ.

 

 

Вступительный экзамен по математике является серьезным испытанием для абитуриента, и готовиться к нему следует со всей ответственностью. Мой опыт репетитора позволяет мне рассказать вам об особенностях подготовки к нему, о трудностях, с которыми сталкивается большинство абитуриентов и их родителей, о типичных ошибках и способах их исправить.

В данном материале я не буду разбирать конкурсные математические задачи (этому место все-таки на занятии), а попробую остановиться на организационных, методических и иных околоматематических проблемах.
1. О хороших математических классах

Требования к поступающему в ведущие экономические и технические вузы чрезвычайно высокие. Соответственно, велик и объем материала, который необходимо освоить абитуриенту. Достаточно взглянуть на несколько экзаменационных вариантов, чтобы понять сколь глубоко требуется понимать суть математических законов, сколь широк должен быть арсенал методов и приемов решения для успешной сдачи экзамена. Поэтому лучше заранее определиться, будет ли ваш ребенок сдавать вступительную математику. Желательно это понять к началу 10-го класса, а идеально – к началу 9-го.

Наиболее удачный вариант – это учеба в хорошем, сильном математическом классе в школе или лицее при выбранном вузе. Трудно переоценить пользу, которую дает полноценное изучение математики именно в школе. Ребенок получает хорошие базовые знания, которые позволяют репетитору высокоэффективно заниматься непосредственно подготовкой к поступлению (т.е. решать сложные задачи, разбирать реальные варианты, останавливаться на «подвохах» и «ловушках»), а не тратить время на математический ликбез.

Очень обидно бывает видеть, как ребенок, проводя по 7-8 часов в школе и сильно уставая, практически не приобретает знаний. Преподавание в обычной общеобразовательной школе ориентировано на примитивнейший уровень знакомства с материалом. Ученик даже с более чем скромными способностями способен за это же время освоить в несколько раз больше. А ученики действительно способные в общеобразовательном классе просто теряют время.

Если же в школе математику преподают серьезно, то при тех же затратах времени (и почти тех же усилиях) объем и качество усвоенного материала увеличивается на порядок. Серьезные лицеи проводят набор в 9-е и 10-е классы. Таким образом, ученик располагает двумя-тремя годами для полноценного освоения материала. Как правило, это достаточный срок. Стратегия репетитора в данном случае такова. По мере прохождения материала предлагать задачи по уровню сложности и по форме соответствующие вступительным, следить, чтобы количество решенных задач на различные темы было достаточно велико, снимать возникающие вопросы, формировать целостную картину изучаемого материала.

Это идеальный вариант подготовки к поступлению.
2. О подготовительных курсах

Чаще всего, решение о поступлении принимается за год до поступления, а школа обычная. В этом случае, полезно в течение выпускного класса походить на подготовительные курсы в выбранный вуз. Не стоит надеяться, что курсы (даже самые лучшие, что сейчас большая редкость) подготовят абитуриента к экзаменам. Но эти занятия дисциплинируют ум, знакомят школьника с реальными задачами, позволяют «подышать воздухом выбранного вуза», пообщаться с преподавателями и открывают ученику глаза на его реальный уровень знаний. ( «Они там ТАКОЕ проходят! Мы в школе ТАКОГО никогда не делали!») Часто именно в этот момент появляется желание пригласить репетитора, и начинается настоящая работа.

В данном случае времени на подготовку уже меньше. Соответственно, работа ведется интенсивнее. Задачей преподавателя является не только шлифовка имеющихся знаний, проработка сложных тем, но и обучение практически «с нуля» тем темам, которые должны были быть изучены в 9-м и 10-м классах. Лишь полноценное усвоение этого материала позволяет составить целостную картину всей программы, научиться проводить параллели с новыми темами, освоить методы решения сложных комбинированных задач. Практика показывает, что при должном усердии и трудолюбии большинство учеников способно проработать основной объем материала. Правда, в этом случае на первое место выходит способность ученика концентрироваться, его воля к победе, готовность искать решение неочевидных задач и много трудиться. Ибо за один учебный год необходимо прорешать огромное количество разнообразных задач, большинство из которых выполняется в виде домашних заданий.
3. Об экспресс-подготовке

Наконец, экспресс-подготовка. За 2 месяца и от уровня «школьная тройка», то есть практически с нуля. Способности и трудолюбие ученика в данном случае приобретают определяющее значение. Объем необходимой работы остается прежним, поэтому интенсивность ее многократно возрастает. Я обычно говорю, что за этот срок можно лишь систематизировать имеющиеся знания и на их базе «натаскать» на решение определенных видов экзаменационных задач. Для большинства учеников это именно так. Но есть и счастливые исключения.

Года три назад я в течение трех месяцев готовил одну замечательную девушку к поступлению в Заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ). Ей тогда было 26 лет, она успела поработать моделью во Франции, школу закончила давно и не помнила почти ничего. Получение образования было ее осознанным выбором. Я был поражен ее трудолюбием, усидчивостью, желанием вникнуть в самую суть материала, а еще острым, живым умом. Материал она схватывала на лету. Работать с ней было одно удовольствие. За три месяца мы с ней прорешали весь задачник Кремера Н.Ш. («Фирменный» задачник для поступающих в ВЗФЭИ, кстати, вполне толковая книга для поступающих и в другие экономические вузы.) Она благополучно поступила и стала столь же толковой студенткой. Полгода спустя я провел с ней несколько занятий по математическому анализу и могу засвидетельствовать, насколько серьезно она готовилась к сессии.

Уважаемые господа абитуриенты, готовы ли вы к подобным подвигам?
4. Об уровне требований на экзамене

Первый вопрос, который возникает, когда становится ясно, что предстоит сдавать математику: «Каков уровень требований на экзамене?» Если с таким вопросом обратиться в приемную комиссию, то ответ везде будет один и тот же: «В рамках школьной программы!» Однако очевидно, что экзамен по математике на мехмате МГУ, в Финансовой академии (ГФА), Бауманском (МГТУ) и университете путей сообщения (МИИТ) – это разные экзамены и по уровню требований, и по стилистике задач, и по структуре варианта, в которой заложена логика проведения вступительного испытания. Следовательно, и стратегия подготовки, и глубина проработки материала, и расстановка акцентов в его изучении будут различны.

«В рамках школьной программы» – это не ложь. Это полуправда. Программа изучения математики в средней школе существует. На ее основе вузы пишут собственные программы вступительных экзаменов. Часто их можно приобрести в виде тоненьких брошюрок. Но нет на свете более бесполезного документа. В нем просто перечислены названия тем, причем, в самой общей формулировке. Составить представление о глубине и сложности задач по этим программам невозможно.

«Умение решать квадратные уравнения». Можно предложить пример из школьного учебника математики, который решит любой восьмиклассник-троечник. Можно сотворить многоходовую, многокомпонентную задачу, с целым рядом неочевидных замен, на каждом шаге сводимую к квадратным уравнениям. А можно сформулировать задачу, ответом на которую будет полноценное многостраничное научное исследование. И все это – «умение решать квадратные уравнения».

Обычно, прорабатывая определенную тему, я стараюсь показать ученикам максимально возможный спектр задач, с которыми они могут столкнуться на экзаменах. Особое значение стараюсь уделять формулировкам, характерным для экзаменационных вариантов. Ведь часто непривычная формулировка сбивает с толку даже вполне подготовленного ученика. Добавьте сюда вполне естественное волнение, и вот абитуриент «лезет в дебри», не замечая простого и очевидного решения.

Важной составляющей работы репетитора, наряду с фундаментальной общематематической подготовкой ученика, является сведение к минимуму подобного эффекта неожиданности. Подбирая тренировочные задачи для абитуриента конкретного вуза, я стараюсь предложить возможно большее число вариантов формулировок. Ученик постепенно привыкает к этому разнообразию, учится вдумчиво читать условие, искать неявные смыслы в тексте. Существуют экзаменационные задачи, у которых грамотный анализ условия уже является сложной логической головоломкой. Надо ли говорить, сколь велика цена ошибки на этом этапе решения?
5. Заключение

Что объединяет вступительные испытания во всех вузах? Набор базовых знаний, необходимых для успешной сдачи экзамена, заведомо превышает по объему и сложности привычный для ученика школьный курс.

Например, задачи с параметрами. Большинство школьников даже не слышали о их существовании. А между тем, они присутствуют практически во всех вариантах всех вузов. Системы неравенств с двумя переменными и изображение областей на координатной плоскости. Уравнения в целых числах. Задачи на применение метода математической индукции. Текстовые задачи, сводимые к неравенствам. Список можно продолжать.

Однако же грамотно выстроенная репетитором стратегия подготовки позволяет освоить эту огромную массу материала. Конечно, при очевидном желании и усердии ученика.

Желаю вам качественной подготовки и успешной сдачи экзаменов!

21 марта 2004.
Руслан Галкин


Математика, Физика . Все виды помощи школьникам, абитуриентам, студентам. Качественное освоение школьной программы, ликвидация пробелов, разъяснение сложных и непонятных тем. Подготовка в вузы, колледжи, лицеи, классы с углубленным изучением точных дисциплин. Студентам – высшая математика.

За 10 лет педагогического стажа мною наработана уникальная методика преподавания точных дисциплин, накоплен большой объем задач, предлагавшихся на экзаменах в ведущие экономические и технические вузы.Мои уроки отличает доступность объяснений самого сложного материала, наличие хорошего контакта с учеником. Занятия индивидуальные. Я выезжаю на дом практически в любой район Москвы.
т. 642-42-50, 8-499-141-70-85 Звонить можно до 24:00. E-mail: mosrepetitor@mail.ru
Руслан Александрович.

 

назад

 

С.А. Галкина. ПОМОЩЬ РЕПЕТИТОРА В ОСВОЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

 

1. Многие школьники и их родители сталкиваются с проблемой низкого качества знаний, получаемых в школе. Того, что ребёнок успевает узнать на школьных уроках математики, часто не хватает для того, чтобы уверенно справляться с большинством предлагаемых заданий и упражнений и иметь хорошую оценку. Причём это зачастую касается и достаточно развитых и умных детей. Практика показывает, что обучение в школе далеко не всегда позволяет усваивать знания на уровне индивидуальных для каждого способностей и возможностей, - на своём уровне многие дети не имеют тех результатов, которые могли бы иметь. И даже дети с благополучной успеваемостью часто имеют в пройденном материале места, которые могли бы знать намного лучше. Вот то, с чем приходится сталкиваться в повседневной практике репетитору. 2. В том, почему так происходит, нет никакой загадки. Конечно, всё зависит от конкретного учителя, преподающего в школе Вашему ребёнку, - некоторые справляются с задачей обучения просто блестяще. Но всё-таки чаще упор делается скорее на контролирующей и карательной функции, нежели на передаче знаний. Как правило, процесс обучения в школе построен таким образом, что плохо учитывает и индивидуальные, и универсальные особенности восприятия и усвоения материала каждым учеником. И особенно остро эти проблемы ощущаются именно при изучении математики. 3. Математика как предмет «ужасна» тем, что состоит из очень большого количества маленьких навыков и операций, знание которых совершенно необходимо при решении различных задач и примеров. При невладении даже хотя бы одним из таких навыков бывает невозможно правильно решать огромное число заданий. Отследить их адекватное усвоение ни школьным учителям, ни родителям зачастую не под силу. Причём, чтобы каждый из таких навыков был твёрдо усвоен, нужна практика; тщательная отработка в самых разнообразных задачах и ситуациях. Кроме того, человеческая память устроена таким образом, что к каждому изученному приёму нужно вернуться по нескольку раз спустя определённые промежутки времени - иначе полученная информация не перейдёт в уверенное знание. Есть и ещё одна особенность. Человеческий мозг в состоянии воспринять только ту информацию, которая как-то связана с чем-то уже известным и знакомым. Например, существует правило, которое знают все хорошие лекторы: количество нового в материале не должно превышать 20%, иначе внимание аудитории будет потеряно. На практике это реализуется в хорошо известном принципе обучения «от простого к сложному». Если новая тема при подаче перегружена неизвестными ребёнку приёмами, и если сложность заданий не наращивается постепенно, ученик просто не способен понимать и воспринимать это. Здесь уже дело касается индивидуальных отличий, которые очень сложно учитывать при любом групповом преподавании. 4. Наши учебники в основном реализуют эти принципы недостаточно. Это же касается и большого числа различных учебных пособий. Количества содержащихся в них тренировочных заданий, как правило, оказывается достаточно для освоения материала лишь наиболее сообразительными, быстро схватывающими всё детьми. Давая при прохождении новой темы ограниченное число заданий, не позволяющее как следует понять и отработать новый материал, «погрузиться» в него, подобные упражнения потом, хоть и повторяясь не раз, хаотически раскиданы по учебнику, лишь дезориентируя детей. В результате каждый новый приём, которому нужно обучить школьников, преподаётся слишком поверхностно, расплывчато и фрагментарно, не оставляя в голове прочных знаний. Такое чувство, что все наши учебники и дидактические пособия пишутся для математически одарённых учеников, способных обучаться на минимуме примеров, или их авторы никогда не преподавали. Дети же, которые часто не менее талантливы, но «медленнее» по темпам восприятия, не успевают понять, вникнуть в изучаемый материал, и начинают накапливать недопонятые или не понятые совсем места программы. Когда таких «пробелов» становится слишком много, это тут же плачевно сказывается на знаниях и оценке. 5. Индивидуальное преподавание имеет несомненные преимущества перед школьным групповым именно в силу того, что принимает во внимание все перечисленные аспекты обучения. Могут ли быть гарантии результатов обучения? Любой грамотный репетитор после одного - двух занятий может оценить перспективы данного ученика. А зависят они, конечно, не столько от уровня знания, сколько от «обучаемости» ребёнка. В математике это подразумевает, прежде всего, способность запоминать необходимые приёмы, умение воспроизводить их, и использовать полученные знания на практике. Категория учеников, у которых с такими способностями всё хорошо, а проблемы с успеваемостью существуют исключительно из-за нехватки знаний, практики решения задач - наиболее «благодарная» в плане «отдачи» от занятий. Имеющиеся пробелы быстро восполняются, причём с любого уровня, - даже если требуется «поднять» один - два предыдущих года обучения. В этих случаях преподаватель уверенно может говорить о результатах занятий. Сложнее бывает ситуация, если такие способности есть, но относительно блокированы, то есть причины проблем с успеваемостью лежат не столько в знаниях, сколько в характере. Например, в слабой способности к сосредоточению, излишней медлительности, недостаточной мотивации к получению знаний или других характерологических особенностях. Понятно, что далеко не все из подобных проблем поддаются коррекции в результате индивидуальных занятий, и спрогнозировать результат в таких случаях сложнее. Но некоторые из этих проблем также вполне успешно решаются в результате занятий. 6. Во-первых, в процессе занятий ребёнок получает важный для него опыт преодоления и разрешения трудностей. Если раньше в ответ на затруднения невозможно было получить разъяснения ни в учебнике, ни от школьного учителя, то во время индивидуальных занятий ребёнок может получить ответ практически на любой вопрос о том, что не понял, и получает возможность во всём разобраться. Поэтому у детей, неуверенных в себе, постепенно исчезает страх перед предметом, ощущение скованности и некомпетентности. Это происходит ещё и потому, что репетитор не ругает своего ученика за ошибки, не ставит двоек, и ученик может поближе познакомиться с предметом в комфортной и безопасной обстановке. 7. Во-вторых, репетитор учит ученика правильно мыслить, показывая пример того, как надо действовать при выполнении того или иного вида заданий, раскладывать ход решения на несложные и понятные шаги. Это позволяет детям перенять и усвоить более успешную модель мышления и поведения при решении примеров и задач. У детей с недостатками концентрации внимания (такая проблема встречается, к сожалению, очень часто) такая регулярная практика постепенно дисциплинирует и упорядочивает мышление. 8. Ну и, конечно, самую большую роль в успехе занятий играет возможность попрактиковаться в решении каждого вида задач именно в том объёме, который необходим для качественного понимания и запоминания, – чего, к сожалению, часто не может дать ученику школа. Это особенно важно при освоении геометрии и при обучении решению текстовых задач – от начальной школы и далее. Получить качественные знания без достаточного объёма практики по этим разделам математики практически невозможно. 9. Никакого специального тестирования на первом занятии не проводится, так как вообще вся работа репетитора – это и есть постоянное тестирование с целью выявить, какой вид заданий ученик не умеет решать или понимает не до конца, какими операциями не владеет, – с последующими объяснениями и работой над этими «пробелами». Такая работа и начинается практически с самого первого занятия. Естественно, что обучение проводится прежде всего по темам, которые в данный момент ученик проходит в школе, и ориентировано на школьный уровень требований. Причём при выборе уровня сложности заданий преподаватель гибко подстраивается под возможности ученика, следя за тем, чтобы они не были слишком простыми или слишком сложными для него, постепенно усложняя примеры по мере роста знаний. Таким образом, можно добиться качественных и прочных знаний практически по любому разделу математики, и на любом уровне. И единственным ограничением здесь является количество сил и времени, которое готов на это потратить ученик. 10. Как правило, задача репетитора сводится к оказанию адекватной помощи и поддержке ученика во всех проблемах, связанных с изучением математики. Это помощь в выполнении домашних заданий, подготовка к контрольным и самостоятельным работам, и прохождение материала вперёд. Как правило, детям, у которых есть способности, хватает одного – двух занятий в неделю, чтобы демонстрировать хорошие результаты. Такие дети отличаются от тех, кто не занимался индивидуально, большей уверенностью в себе, они гораздо свободнее ориентируются в материале, у них более систематизированы и упорядочены знания. 11. Тем же детям, которые схватывают, понимают, запоминают материал медленнее, может понадобиться значительно больше времени для того, чтобы успеть понять, вникнуть в изучаемый материал, а также прочно и надёжно его запомнить. Поэтому, чтобы поднять уровень знаний таких детей со слабенькой троечки на хорошую четвёрку, родителям очень рекомендуется организовать расписание занятий таким образом, чтобы на каждый изучаемый ребёнком в школе раздел учебника приходилось минимум несколько индивидуальных занятий – для тщательной «отработки» каждой темы. Без такой «отработки» полученные детьми знания не закрепляются в голове. Если у таких «медленных» учеников помимо текущих проблем с успеваемостью есть ещё и серьёзные пробелы по прошлым темам и классам, на занятиях приходится уделять время как работе с текущим материалом, так и навёрстыванию упущенного. Объём материала, требующего проработки учеником, существенно возрастает, и выполнение этого правила («несколько занятий на каждый раздел школьного курса») особенно критично для достижения результата. Ведь по законам работы человеческой памяти полученная информация оставляет след в голове только в случае, если она повторена несколько раз. Такое повторение требует определённого времени (а также усилий). 12. Поэтому один из главных факторов успеха – настойчивость, воля, решимость добиться результата. Главное – не пугаться нового и не пасовать перед тем, что кажется трудным и непонятным. Не бояться совершать ошибки, пробовать, и верить в свои силы. В процессе обучения я всегда стараюсь показать своим ученикам, что математика совсем не так сложна, как кажется на первый взгляд, и очень логична. Всё в ней подчиняется довольно простым законам и аналогиям. Главное – научиться раскладывать кажущуюся очень трудной задачу на последовательность маленьких и простых шагов, выполнить которые вполне по силам ученику. Желаю всем школьникам отличных результатов в обучении, преодоления страхов и неуверенности в себе, а их родителям – блестящих успехов в содействии этому. 5 июля 04 г.


Математика - школьникам 1-9 кл. Предлагаю индивидуальные занятия по математике, которые помогут Вашим детям в изучении этого предмета. Помощь отстающим, ликвидация пробелов,преодоление страха перед математическими дисциплинами, повышение уверенности в себе - все, чем опытный преподаватель может помочь своим ученикам. 11 лет индивидуального преподавания школьникам позволили мне разработать методику, опирающуюся на требования, которые предъявляют к учащимся школьные учителя в настоящий момент. Я выезжаю на дом в любой район.
т. дом. 8-499-141-70-85. т. моб. 8-926-386-49-93. Звонить можно до 24:00
E-mail: mosrepetitor@mail.ru.
Светлана Анатольевна

 

 

Александров Г.П. Ответы на часто задаваемые вопросы учеников и их родителей.

 

1. Почему у многих школьников возникают трудности с математикой?

1. У каждого ребёнка индивидуальные особенности восприятия материала. Кто-то мгновенно схватывает, но также быстро забывает пройденное. Другие наоборот - понимают суть примера с десятого раза, зато глубоко и надолго. Школьные учителя при этом вынуждены ориентироваться даже не на основную массу учеников, а на методические рекомендации, составленные далёкими от практической педагогики людьми.

2. Школьная программа по математике составлена по принципу нарастающей сложности примеров. При этом для понимания нового раздела необходимы знания и навыки из всех предшествующих. Таким образом, даже один существенный пробел серьезно затрудняёт дальнейшее изучение предмета.

3. Многие учителя любят "сереньких мышек", потому что с ними проще работать и травят при этом тех, кто пытается проявить себя как личность. А отношение к предмету - это на 90% отношение к учителю.

Все эти причины легко устранимы при индивидуальных занятиях с преподавателем-профессионалом.


2. Почему некоторые современные дети вообще не хотят учиться?

1.Потому, что не видят связи между пройденным в школе материалом и реальной жизнью. Так, в качестве практического применения математических формул в учебнике приводятся только примеры рационального счета, что в век вычислительной техники воспринимается детьми как издевательство. Я как преподаватель могу предложить примеры использования математических моделей в реальной жизни и бизнесе.

Вот простейший пример использования теоремы Пифагора. Размеры грузового лифта 2 х 0.8м. Войдёт ли в этот лифт шкаф с размерами 2.1 Х 0.3м? Для более продвинутых могу показать, как производная функции (10-11 кл.) используется для прогнозирования финансового и фондового рынков.

2.Пробелы в знаниях, как я уже писал, приводят к невозможности дальнейшего изучения предмета. А тупо переписывать с доски мало кому покажется интересным. Кроме того, особенностью подросткового возраста является боязнь показаться смешным. Занятия с хорошим преподавателем помогут ученику не только ликвидировать пробелы, но и преодолеть страх, неуверенность в себе.


3. Как часто необходимо проводить занятия?

Для устранения существенных, вопиющих пробелов занятия желательно проводить 2 раза в неделю с обязательным выполнением домашних заданий преподавателя. Затем можно перейти на 1 раз в неделю.

Абитуриентам, занимающимся в профильном классе или на подготовительных курсах также достаточно 1 раза в неделю при условии хорошего знания базовой школьной программы. При этом они должны зарезервировать не менее 3 часов в неделю на выполнение домашних заданий.

Во время школьных каникул периодичность занятий может меняться либо занятия могут не проводиться в зависимости от конкретной ситуации.


4. Какова оптимальная продолжительность занятий?

Для школьников до 16 лет - 2 академических часа (90 минут);

для абитуриентов - 2 астрономических часа (120 минут).

За меньшее время трудно проверить, как усвоен прошлый материал, объяснить и закрепить примерами новую тему. Более продолжительные, чем написано выше, занятия часто оказываются малоэффективными из-за быстрой утомляемости детей, хотя могут быть исключения.


5. Будут ли эффективными занятия в мини-группах по 2-3 человека?

Такие занятия дают достаточно высокий эффект при соблюдении хотя бы одного из двух условий:

1)Дети учатся в одном классе, еще лучше-близнецы, и имеют приблизительно равный уровень знаний. Тогда они будут соревноваться друг перед другом, что безусловно даст положительный эффект.

2)Оба ученика имеют хотя бы удовлетворительный базовый уровень, который позволил бы одному из учеников самостоятельно работать над заданием, пока преподаватель обсуждает с другим учеником ранее предложенную задачу. Затем ученики меняются местами.

При несоблюдении этих условий получится, что пока преподаватель беседует с одним учеником, другие пребывают в расслабленном состоянии, что очень напоминает дополнительные занятия в школе.


6. Что делать, если во время занятия (не важно: в школе, на курсах или с репетитором) все понятно, а домашнее задание не получается?

Попробуйте сначала решить ту же задачу, которую Вы решали на уроке, не заглядывая в решение. Если не получилось, внимательно изучите решение, а затем, закройте тетрадь с решением и на чистом листе заново решите эту задачу. Задачи из домашнего задания, как правило, аналогичны.


7. Как отличить репетитора-профессионала от безработного инженера или студента без опыта работы со школьниками?

Предложите решить такую задачу. Пассажир спускается по движущемуся эскалатору за 24 сек., а по неподвижному - за 42 секунды. За какое времы он доедет, стоя на движущемся эскалаторе?

Задача решается одним арифметическим действием и соответствует программе обычной школы за 6 класс. Решение и доступное объяснение такой задачи не должно занять больше пяти минут.

19 августа 2005.


Алгебра, геометрия школьникам 5-11 классов, абитуриентам, студентам. Преподаватель с 10-ти летним педагогическим опытом. Индивидуальный подход к каждому ученику. Доступное объяснение. Ликвидация пробелов в знаниях. Научу логически мыслить, решать типовые и сложные задачи. Помощь при экстернате. Плавный переход от школьной "троечки" к поступлению в серьёзный ВУЗ. Я выезжаю на дом к ученику. Возможны занятия по программе физ-мат. школы.
Тел. 900-30-69, 8-926-202-95-44 gpagpa@zmail.ru Григорий Павлович.

 

назад

 

"О некоторых особенностях преподавания арабского языка".

 


Опыт преподавания такого сложного, но, одновременно, и востребованного языка, как арабский, позволил мне прийти к некоторым выводам, с которыми я могу поделиться со всеми, кто решил каким-то образом связать свою жизнь (или ее часть) с этим неповторимым языком!
Во-первых, невозможно изучать язык в отрыве от среды его реализации, проще говоря, с первых занятий по изучению арабского языка, в задачи преподавателя входит знакомство изучающего с традициями и особенностями носителей арабского языка. (Особенности "языковой личности" и ее "языковой картины мира" - такими современнми лингвистическими понятиями принято обозначать сегодня национальные языковые и ментальные особенности носителей различных языков мира, - особенно важны для такого специфического языка, как Арабский. Всем известен знаменитый "восточный колорит", особый менталитет арабов!)
Именно потому, что особенности менталитета арабов порой так часто отличаются от принятых в нашем обществе норм и правил поведения,(и отличные знания арабского языка никак не сгладят "неправильное" поведение, которое будет неприменно расценено как НЕУВАЖЕНИЕ и несомненно отрицательно скажется на отношениях, какого рода бы они ни были), необходимо позаботиться о изучении норм поведения и этикета заранее. К тому же, лучше, если это будет сделано на примере ОРИГИНАЛЬНЫХ арабских текстов, что позволит изучающему освоить не только правила этикета, но и лексику по данной теме на конкретных примерах...


Продолжение "заметок о преподавании арабского языка" читайте в следующих статьях...
Спасибо за внимание! (Преподаватель Арабского языка. Аспирант. Елена.
С вопросами просьба обращаться на электронный адрес: 21Helen@mail.ru)

 

 

назад

главная