< Все о репетиторах - Статьи репетиторов

главная


 

 

 

 

Статьи репетиторов

.

Заметки об изучении латинского языка

Гашинская В.

 

С латинским языком приходится сталкиваться многим. Если не на школьной скамье, то в университете на многих гуманитарных специальностях хороших ВУЗов латинский язык является обязательной для изучения дисциплиной. Среди специалистов, в курс обучения которых входит латынь, несомненно можно назвать филологов, историков, искусствоведов, философов, юристов, медиков и даже католических священников.
Традиция изучения латинского языка имеет многовековую историю. С давних пор латинский язык, наряду с греческим, воспринимался как язык культуры и науки. Но обо всем по порядку.

История изучения латинского языка
и его роль развитии европейской культуры и науки
Для огромной Римской империи, которая к III в н. э. занимала довольно значительную территорию вокруг Средиземного моря, латинский язык был языком цивилизации и культуры. На нем велись государственные дела и обучение. Именно интенсивность и целенаправленность распространения латинского языка и культуры на территории современной Европы и привели, много веков спустя, к образованию новых романских языков, каждый из которых создавался из наложения латинского языка на местные языки и диалекты. Роль латинского языка как языка культуры сохранилась и после падения Римской империи в V в. н. э. под натиском варварских племен.
Интересно, что само слово «варвар» латинского происхождения. «Barbari» - называли чужеземцев латиняне, к ним относились все, кто не имел отношения к римской цивилизации. Само слово “barbarus” («варвар») произошло от слова “barba” («борода»). Действительно, для римлян варварами были странные люди, которые не брили бороды, да еще и вдобавок носили штаны (вместо тоги) и пили неразбавленное вино. Так что все мы, современные люди, по римским понятиям, варвары.
Но даже варвары, захватившие ослабевшую Римскую империю, не смогли - да и попросту не захотели - разрушить основы римской цивилизации. Ее следы видны повсюду. Например, сегодняшние ключевые европейские трассы пролегают на месте бывших римских дорог.
В первые темные века после падения Римской империи, в эпоху раннего средневековья, латинский язык оставался едва ли не единственным оплотом культуры в одичавшем и раздираемом междоусобицами мире средневековой Европы. Вплоть до XII-XIII веков латинский язык был тем литературным языком, в котором нашли приют художественное творчество и научная мысль. Латинскому языку было, что противопоставить темноте и невежеству. Кроме того, латынь была языком католической церкви, которая являлась основой средневекового уклада жизни.
Шло время, и разговорный язык многочисленных племен, некогда входивших в состав Римской империи, все дальше уходил от классической латыни. В XIII - XIV веках он постепенно превратился в ряд местных диалектов, из которых в дальнейшем и произошли новые романские языки - итальянский, испанский, французский, португальский, румынский. Развиваясь, письменный латинский язык все же более-менее сохранял свое единство. Владение латинским языком открывало для человека возможность общения со светлейшими умами эпохи, вне зависимости от того, жили ли они в романизированных странах, или нет. Долгое время латинский язык играл ту же роль, что и английский язык в современном мире - был языком международного общения, визитной карточкой для входа в образованную элиту, непременным атрибутом успеха.

С наступлением Эпохи Возрождения и развитием новых романских языков место латинского языка постепенно смещается из областей повседневного общения, литературного творчества и делопроизводства в более узкие сферы. Однако во многих отраслях научного знания позиции латинского языка остаются незыблемыми и по сей день.

Зачем нужна латынь сегодня?
В первую очередь, это язык естественнонаучной систематики, фармакологии, анатомии и медицины. Кроме того, латинский язык служит неисчерпаемым источником пополнения терминологии во всех отраслях науки и техники. Знание латинского языка оказывается незаменимым подспорьем для всех, изучающих современные романские языки, позволяющим быстрее овладеть лексикой и во всей глубине осознать закономерности функционирования языка, проще говоря, найти ответы на многочисленные «почему?», возникающие у всех изучающих новый язык. Откуда взялось это правило? Почему оно такое? - на эти и другие вопросы можно найти ответы, изучив латинский язык - исток современных романских языков. Без латыни не обойтись и историкам, философам и искусствоведам: едва войдя в храм или выйдя на площадь католической страны, окажешься в окружении множества латинских надписей, каждая из которых - знак истории.
Необходимо помнить, что латинский язык - не такой уж и мертвый язык: это официальный язык государства Ватикан, кроме того, на нем до сих пор поют песни, молитвы и гимны. Сердце какого студента останется равнодушным при звуках гимна “Gaudeamus igitur”?!

Латинский язык в современной системе образования
В современном российской системе образования латинский язык изучается, в основном, в ВУЗах. Существует небольшое количество школ, лицеев и гимназий, где преподается латынь в рамках школьной программы, но, к сожалению, их довольно мало. Между тем, основы знаний по латыни представляются очень важным для развития личности и кругозора школьника, особенно, если его привлекают гуманитарные предметы.
Как правило, для большинства специальностей, в рамках ВУЗовской программы, латынь изучается в течение одного курса (двух семестров), при этом изучается классическая латынь, то есть латынь I в. до н. э. - II в. н. э. Студентам филологам-романистам везет больше и они изучают еще и позднюю (средневековую) латынь.
Несмотря на то что латинский язык считается иностранным языком, его изучение имеет ряд очень важных особенностей.
Большинство современных методик изучения иностранных языков основывается на коммуникативном подходе, исключаются методы «насилия над памятью» (то есть, зубрёжка), применяются игры, просмотр видео- и аудио-материалов, идет работа с интерактивными компьютерными программами. Несмотря на все эти чудеса технического прогресса, преподавание и изучение латыни и сегодня остается более классическим, основной упор делается на грамматико-переводном методе. Почему так происходит?
Все зависит от целей обучения. Коммуникативный подход рассчитан на развитие навыков разговороной речи, снятие языкового барьера. Для изучения современных языков это актуально, а вот для изучения латыни - не очень. Просто потому, что разговорная латынь больше не является средством повседневного общения (ведь мы даже не знаем сегодня, как на самом деле она звучала), обычно изучение латыни строится на чтении текстов и их грамматическом комментировании. Нам больше не нужно говорить на латыни, нам нужно только ее читать и понимать. И это существенно упрощает задачу. Именно на этом принципе основывается современное преподавание латыни - со всеми вытекающими из этого последствиями. А последствия таковы, что ученикам приходится много учить и пользоваться словарем, составлять таблицы, разбирать сложные тексты. Изучение латинского языка - трудное, но увлекательное дело. Стоит только начать - и вы непременно проникнитесь изяществом латинского языка, его захватывающей дух древностью. Изучение латыни, как и любого языка, требует терпения и любопытства, поэтому не стоит считать, что достаточно иметь словарь, чтобы запросто перевести любой текст - это не так. Чтобы понимать латинские тексты, нужно не только уметь пользоваться словарем, но и разбираться в различных конструкциях, характерных для латинского языка, понимать согласование времен.
В заключение, хочу обратиться к студентам - тем, кому чаще всего я помогаю в подготовке к экзаменам и зачетам по латыни. Друзья, уделяйте время латыни! Это сложный и интересный предмет, который требует вашего внимания! А если уж так получилось, что нужно сдавать зачет, а вы не уверены в своих силах, обращайтесь к преподавателю как можно раньше. Чем раньше вы начнете заниматься, тем больше шанс сдать зачет с первого раза и экзамен на более высокий балл.

 

главная