главная

Статьи репетиторов

.

СЕКРЕТЫ УСПЕШНОГО ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Гашинская В.

Самое смешное, что секреты успешного изучения иностранных языков совершенно не секретны. Во-первых, важно, чтобы вам нравилось то, что вы изучаете. Во-вторых, важно правильно выбрать способ обучения. В-третьих, важно правильно сформулировать цели и задачи, иными словами, понять, зачем и почему вы учите язык. И, главное, учить, учит, учить!

Множество людей говорит по-английски. Еще больше более или менее успешно пытается этот язык изучать. Если мы посмотрим объявления на сайтах, рекламных постерах, по радио и телевидению, то убедимся в совершенном царстве английского. И преподаватели-то везде нужны английские, и переводчики и секретари. Мир англоязычен. Совершенно. Допустим, вы понимаете английский. Знаете его достаточно хорошо для того, чтобы смотреть фильм и новости на языке оригинала, в общем и целом понимая смысл, не испытываете трудностей в повседневном общении- если не так, то иначе, хотя бы на пальцах всегда объясните, что же именно вам нужно... Более того, вы даже умеете правильно, по-английски широко улыбаться. Но вот проблема: английскому учат с самого раннего возраста и учат не всегда хорошо. Более того, к моменту окончания школы у многих вырабатывается устойчивая неприязнь к этому языку. Да и вообще, почему мы должны учить то, что нам навязывают? Ведь, скажем прямо, английский далеко не самый красивый язык. По крайней мере, для автора этих строк. Именно поэтому я и не преподаю английский. Он мне просто не нравится. А преподавание, равно как и изучение языка, это дело сердца или если угодно, дело любви.
Поэтому если вы или ваш ребенок много лет изучает один и тот же язык без всякого видимого успеха, стоит задуматься: может, это просто не ваш язык? Чтобы обучение языку было успешным, мало сознавать необходимость его изучения и величину затрат. Мало и выбрать самого лучшего преподавателя. Главное, чтобы вам этот язык был по душе. Не стесняйтесь признаться, что вам не нравится какой-то язык, ведь признав это, вы наверняка отыщете другой, приятный вашим ушам и губам.

Именно так и произошло когда-то со мной. Я полюбила итальянский язык. Я сходила с ума от фонетики, мне просто нравилось, как звучат слова, вне зависимости от смысла, мне нравилось их произносить. И сейчас, когда я преподаю итальянский, я не вижу себя отдельно от этого языка, это мое второе я. Итальянский- язык прекрасной музыки, поэзии, живописи и культуры, язык приветливых людей, воспринимающих мир немного по-детски, выражающих свои эмоции пусть чуточку чересчур бурно, но всегда искренне, язык людей, умеющих создавать красоту.
И я уверена совершенно: у каждого из нас есть свой любимый язык, о котором можно писать бесконечно и рассказывать взахлеб, самое важное этот язык найти, оставив в стороне стереотипы. Учите свой любимый язык, итальянский, английский, французский, латинский, полинезийский, какой угодно, чтобы это приносило вам радость.
Итак, вы выбрали себе язык для изучения. Как же поступить дальше, как наиболее эффективно его учить?
Существует расхожее мнение, что нужно сразу же искать себе репетитора. Возможно, это верно, возможно- это ошибочно. Все зависит опять же от вас, от целей и задач, который вы перед собой ставите- раз, и от вашего характера- два.
Если вы интроверт, вы, скорее всего, предпочтете тихо изучать все тонкости и изгибы любимого языка, читать и обсуждать интересные тексты, писать эссе, переводить фильмы. Возможно, курсы и семинары с их необходимостью постоянно общаться, играть какие-то роли, изображать из себя нечто, писать что-то на доске, могут оказаться вам в тягость. Тогда оптимальный вариант для вас- репетитор.
Если же вы экстраверт, имеет смысл подумать о языковых курсах. В группе учиться веселее, можно придумывать диалоги, ставить мини-спектакли, проводить праздники, посвященные традициям страны изучаемого языка. Для итальянского языка, например, очень популярна среди учеников такая традиция, как день итальянской кухни. Его можно проводить и в условиях репетиторства, но если занятия не индивидуальные, а хотя бы в группе из 2-3 человек.
Праздник является кульминацией изучения темы «еда». Каждый находит какой-то итальянский рецепт, переводит его, а затем готовит блюдо. На занятие каждый приносит приготовленное им блюдо. Потом ученики по-итальянски рассказывают, как и что они готовили, делятся опытом. Весело, вкусно и полезно.
Разумеется, не все преподаватели, обучающие группы, приемлют такой подход. Кому-то он покажется слишком уж свободным, но лично мне нравятся подобные демократичные и эффективные методы обучения. Дело просто в том, что обучая группу, преподаватель имеет больше возможностей использования разнообразных игровых сценариев для более живого обучения языку.
Другой вопрос, что далеко не всегда- или, прямо скажем, довольно редко на курсах иностранных языков преподаватели подобные методы используют. Это связано прежде всего с тем, что от преподавателя и его учеников в этом случае требуется некоторая степень артистичности, что, опять же, присуще не всем да и попросту не всем подходит.
Но если, читая эти строки, вы поняли, что игровые методы обучения- это именно то, что нужно вам- постарайтесь соблазнить идеей обучения языку кого-то из знакомых, иными словами, найти того, с кем вместе вам будет интересно и комфортно учить язык и играть в него. И тогда- ищите курсы. А еще лучше-репетитора.
Чем же лучше репетитор, чем языковые курсы? Репетитор, в силу особенности своей профессии, все-таки привык работать индивидуально, поэтому он обеспечит индивидуальный подход, найдет то, что нужно именно вам, даже если вы занимаетесь вдвоем или втроем. Языковые курсы же зачастую имеют свою собственную программу и обязывают преподавателей этой программе следовать. Хорошо, если эта программа вам подходит, а если нет? Если вы отстали или пропустили занятие, а группа ушла вперед- никто не будет объяснять вам все заново, если только вы не попросите провести преподавателя индивидуальное занятие за отдельную плату. Репетитор же учит именно вас, чтобы именно вам было интересно и в удобное для вас время, что немаловажно.
Если вы учите язык с нуля, не имеет никакого смысла начинать заниматься прямо с носителем. Носители зачастую это люди далекие от филологии и поэтому они, как правило, совершенно не умеют ничего объяснять. Ну представьте себе, что вам нужно научить русскому языку, скажем, француза, который кроме слов «водка» и «матрешка» не понимает ничего. С чего вы начнете? Вот то-то и оно.
С носителем языка имеет смысл заниматься, когда вы уже имеете значительные знания, когда можете говорить на основные темы, знаете большое количество слов и совершенно разобрались с грамматикой и структурой языка. Носитель языка поправит «так говорят, так не говорят, здесь лучше перефразировать» и поможет снять языковой барьер. На ранних этапах обучения нужно другое: нужно, чтобы вам все доходчиво объяснили. Важно только следить, чтобы у преподавателя было хорошее произношение и чтобы он использовал достаточное количество аудио и видео материалов, чтобы смог поставить произношение. Кроме того, преподаватель- неноситель языка на ранних и средних этапах обучения имеет одно преимущество: этот человек когда учил язык сам, и этот опыт изучения остался у него в памяти. Например, был какой-то сложный момент, который преподаватель когда-то сам долго не мог понять, но в конце концов разобрался- и теперь ему, возможно, проще объяснить это ученику, он может объяснить это точно так же, как когда-то объяснил самому себе.
Итак, вы нашли хорошего преподавателя. Остается очень ответственный момент в предварительной подготовке к обучению: необходимо четко понять и сформулировать цели и задачи вашего обучения, иными словами, определить, зачем же вы учите язык, что вам нравится, на чем вы бы хотели сделать акцент. Для успешного обучения все это необходимо понять и объяснить преподавателю, чтобы он смог правильно составить индивидуальную программу вашего обучения, потому что для достижения результата необходимо сначала поставить цель. Ставьте правильно цели и учите любимый язык с радостью и удовольствием!


.

.

 

.

Материалы для изучения французского языка: книги, онлайн-словари руководства.


.


 

Как выбрать себе репетитора иностранного языка

Dr. Nadeschda Sanzewitsch Методика обучения иностранному языку (на примере немецкого языка)

.

 

 

 

 

главная