главная

РЕПЕТИТОРЫ

 

 

Другие статьи

 


Учебный проект как средство активизации познавательной деятельности учащихся в условиях применения информационно-коммуникативных технологий в образовательной школе

Внедрение информационных технологий в учебный процесс средней общеобразовательной школы требует соотнесения учебной информации, получаемой школьником с помощью компьютера, с современными формами и методами обучения.
Вопросы специфики применения информационных технологий в современной школе для метода проектов освещены не в полной мере. До сих пор недостаточно изучены возможности и место информационных технологий, их влияние на методы и организацию учебного процесса, условия оптимального применения в проектной деятельности.
Предметом нашего рассмотрения становится роль учебного проекта как средства для активизации познавательной деятельности при использовании на уроках компьютеров и информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
Рассматривая проблему активизации познавательной деятельности учащихся в ходе применения ИКТ в учебном процессе, мы выделяем аспект расширения возможностей их применения при индивидуальном обучении и при работе с малой группой учащихся [2, с.13], что характерно для образовательного процесса в частных школах, подготовительных группах вузов, образовательных центров и малокомплектных школ. Для нас актуален вопрос, какими должны быть условия, обеспечивающие эффективность применения информационных технологий в учебной работе в этом случае.
Один из путей решения этой проблемы – нахождение неординарных средств управления учебно-познавательной деятельностью учащихся в условиях применения информационных технологий в методе проектов.
Решение такой проблемы мы видим в применении учебного проекта на 1-3 уроках изучаемой темы учебного предмета, т.е. такого коллективного проекта, выполнение которого позволяет решить учебную задачу, стоящую перед учителем.
«У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов» [3, с.141].
Наличие малой группы, на наш взгляд, является всего лишь одной из предпосылок для оптимизации обучения в условиях применения ИКТ.
Одной из отличительных особенностей информационных технологий является их высокая информативность и наглядность, что позволяет в полной мере применять их в работе над учебными проектами[1], [2] .
По нашему мнению, организация индивидуального обучения в учебном проекте для малой группы требует формирования способов совместной деятельности учащихся, когда каждый из них в своей работе соотносит способ своей деятельности с конечным результатом, который надо достичь всей группе.
Здесь возможны два пути организации обучения:
1) учащийся, работая самостоятельно за компьютером, получает от учителя одно и то же задание, что и все остальные учащиеся группы. Для его выполнения он использует свой личный опыт работы с коммуникационными технологиям;
2) каждый учащийся получает индивидуальное задание, являющееся частью общей учебной задачи, поставленной учителем перед всей учебной группой. Достижение цели проекта при выполнении учебной задачи ставится в зависимость от успешности деятельности других учащихся.
Во втором случае индивидуальное задание подбирается, исходя из уровня обучаемости учащихся, должно соответствовать их возможностям на данном этапе развития и общему уровню информационной среды обучения.
Как показал наш опыт применения учебных проектов на уроках предметов естественно-математического цикла, второй путь организации совместной деятельности учащихся малой группы является наиболее оптимальным в условиях применения ИКТ в образовательной школе. Принципиальное отличие предлагаемой нами индивидуальной формы работы от общепринятой и достаточно широко распространенной в практике заключается в том, что задание учащемуся дается индивидуально, но ставится в зависимость от решения общей задачи, предлагаемой группе, и требует от учащегося осуществления обобщенных приемов умственной деятельности. Задание не сводится к ответам на заранее поставленные вопросы, а требует осуществления анализа и синтеза, является элементом структуры общей задачи, поставленной на уроке учителем, и служит условием ориентировочной основы действий.
Задание или учебная задача, сформулированная учителем, является для ученика и всей учебной группы проблемой учебного проекта и должна соответствовать основным требованиям к использованию метода проектов [3, с.126].
Для того чтобы у учащегося сформировались навыки работы в информационной среде, он должен выполнять учебные действия таким образом, чтобы одновременно происходила дифференциация приемов этой деятельности и их осознанное планирование.
Чтобы возникло осознание, опредмечивание того или иного приема умственной деятельности, т. е. чтобы вид деятельности для учащегося стал достоянием личного опыта или умения, преподавателю необходимо, в свою очередь, использовать систему приемов организации и руководства познавательной деятельностью ученика в малой группе.
В школе ученик на разных уроках, работая с различным содержанием учебного материала, использует разнообразную систему приемов учебной деятельности. В преподавании различных предметов у каждого учителя складывается своя система приемов организации и управления этой учебно-познавательной деятельностью ученика. Однако в том случае, когда в учебном процессе применяются информационные технологии, такая система будет иметь элементы, общие для различных предметов и различного содержания материала, что обусловлено спецификой ИКТ, их информативностью и наглядностью.
В этом случае овладение учащимися способом анализа учебной информации является важным условием перехода к самостоятельным формам деятельности и формированию информационной среды для оптимального проведения проектно-исследовательской деятельности на уроке.
Индивидуальное задание является необходимым условием перехода к самостоятельной форме деятельности учащегося при использовании в учебном процессе информационных технологий. Результатом такого обучения становится как овладение способами анализа источника учебной информации, так и овладение содержанием этого материала.
Этап контроля усвоения – обязательный элемент в активизации познавательной деятельности учащегося в условиях применения ИКТ.
Исходя из этого, целесообразно применять деятельностный подход к выработке критериев оценки работы учащихся над учебным проектом.
В этом случае, на наш взгляд, правомерно говорить о 3-х уровнях оценивания деятельности ученика, исходя из способов применения ИКТ :
1) обучение информационным технологиям на уроке информатики или использование электронных учебников;
2) применение информационных технологий для решения учебных задач по другим учебным предметам;
3) применение информационных технологий для проведения проектной и исследовательской работы, когда учащимся создается принципиально новый информационный продукт (модель, программа, написанная на языке программирования, сайт, анимация, презентация и т.п.),
В первом случае мы оцениваем деятельность учащегося как репродуктивную, в двух других – как творческую.
В первом случае оцениваются знания и умения работать с информационными технологиями обработки текстовой, графической и числовой информации, хранения, поиска и сортировки информации, использование в полной мере возможностей мультимедийных технологий.
Второй и третий уровни предусматривают применение учащимися знаний, приобретенных при изучении ИКТ для решения конкретных учебных задач по другим учебным дисциплинам в рамках работы над учебным проектом.
В этом случае знания применяются в нестандартной для ученика ситуации, происходит перенос навыков работы, возникает проблемная ситуация. ИКТ становятся не объектом изучения, а средством для решения учебной задачи. К некоторым таким задачам, которые возникают при выполнении проектной работы, мы относим следующие:
• решение математических задач с помощью электронной таблицы (построение графиков функций, решение квадратных уравнений и др.),
• решение вычислительны задач и моделирование физических процессов с помощью электронной таблицы (построение графиков движения тела, вычисления по формулам, анализ или интерпретация законов термодинамики, закона радиоактивного распада и т. п.),
• построение чертежей для решения задач планиметрии и стереометрии с использованием графического редактора,
• создание чертежа детали, нахождение проекций на координатные плоскости, получение трехмерной модели тела с использованием технологий обработки графической информации,
• решение вычислительных задач по химии, моделирование законов и процессов по биологии и физике,
• оформление творческих работ и отчетов по всем учебным предметам с использованием комплекса учебных информационных технологий.
В деятельности учителя при использовании информационных технологий на уроке мы выделяем три этапа: подготовительный, организационный, контролирующий. Наибольшее значение приобретает подготовительный этап [5, с.12], который является гарантией успешной деятельности учащихся при работе над проектом. Не меньшее значение имеет организационный этап, который «распадается на ряд этапов - элементов специфической деятельности» [4, с.37].
На каждом из этих этапов работы от учителя требуется творческий подход к осмыслению возможностей использования учебного проекта при работе с малой группой учащихся для активизации их познавательной активности как одного из определяющих условий формирования информационной обучающей среды для успешной проектно-исследовательской деятельности на уроке.
Список литературы.
1. Городской конкурс проектных и исследовательских работ в 2001/2002 учебном году. Сборник. М.: МИОО, 2003.- 168 с.
2. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе/Авт.-сост. Б.А. Татьянкин, О.Ю. Макаренков, Т.В. Иванникова, И.С. Мартынова, Л.В. Зуева./Под ред. Б.А. Татьянкина. - М.: 5 за знания, 2007. - 272с.
3. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. М., 2001. - 144с.
4. Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. Сборник статей/Под ред. Пахомовой Н.Ю., - М.: МИОО, 2005. - 144с.
5. Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах. М.: «Интеллект — Центр». 2005. - 96с.

Рыжков Игорь Александрович,
учитель физики, г. Москва
http://fizikarepetitor.msk.ru


 

 

 

Как выбрать себе репетитора иностранного языка

Кембриджские сертификаты и не только (обзор), или как выбрать сертифицированного репетитора английского языка

Dr. Nadeschda Sanzewitsch Методика обучения иностранному языку (на примере немецкого языка)

Репетитор по немецкому языку

Европейская система уровней владения иностранным языком

Изучение немецкого языка - репетитор

Каталог сайтов Обучение и образование - изучение английского языка, программы обучения за рубежом и коллекции и банки рефератов.

Английский языкНаучитесь понимать новости на английском - Бесплатная установка. Регулярные бесплатные обновления текстов. Программа позволяет прослушать и получить перевод любой фразы текста всего одним щелчком мыши. Благодаря нашей программе, ты сможешь научиться понимать английский язык бесплатно.

Английский

 

Другие статьи

главная